КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Агапова И.И. 11 страница
Результата сращивания банковского и промышленного капитала. В этом вопросе проявляется отличие взглядовЛенинаи Гильфердинга. Последний рассматривалфинан- совьр капитал как подчинение промышленного капитала банковскому. I Господство финансового капитала, рассматриваемое ими как подчинение про-,, мышленности банкам, преимущественное развитие вывоза капитала над вывозом това- J ров, активное стремление к захвату колоний. можностей осуществления социальной революции в одной, отдельно взятой стране. Для того чтобы разобраться в механизме образования монопольных цен, нам надо обратиться не к марксизму, а к неоклассическому направлению в экономической теории. Справедливости ради надо отметить, что глубокий анализ процессов ценообразования в условиях монополизации экономики относится к достаточно позднему периоду — 30-м гг. XX столетия. Это можно понять, если вспомнить, что модели функционирования экономики в рамках классического, а тем более неоклассического направлений, строились на предположении о совершенной конкуренции, свободном переливе капитала, полной информированности всех участников экономического процесса и т.д. Безусловно, никогда не отрицалось, что в экономике монополия присутствует, однако в большинстве случаев монополия объяснялась внеэкономическими факторами. Предполагалось, что она возникает лишь на естественной или юридической основе. Первая является результатом невоспроизводимых условий производства, вторая — результатом «дарования привилегий». Такая трактовка характерна для А. Смита, который пишет, что «...монополия, предоставленная отдельному лицу или торговой компании, оказывает то же действие, что и секрет в торговле или мануфактурном производстве. И монополисты, поддерживая постоянный недостаток продукции на рынке... продают свои товары намного дороже естественной цены»[48]. Смит монопольную цену рассматривает как высшую цену, которая только может быть получена, в отличие от естественной цены (или цены свободного рынка), которая представляет собой самую низкую цену, на которую можно согласиться. Здесь мы видим трактовку монопольной цены как цены спроса, а трактовку естественной цены как цены предложения. Начало исследованию процессов ценообразования в условиях монополизации экономики положили две, практически одновременно вышедшие, работы «Теории монополистической конкуренции» (1933) Э. Чемберлина и «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933) Дж. Робинсон. 2. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина Вклад американского экономиста Э. Чемберлина (1899—1967) заключается среди прочего в том, что он был первым, кто ввел в экономическую теорию понятие «монополистическая конкуренция». Это явилось вызовом традиционной экономической науке, согласно которой конкуренция и монополия — взаимоисключающие понятия и которая отдельные цены предлагала объяснять либо в категориях конкуренции, либо в категориях монополии. Согласно же взгляду Чемберлина, большинство экономических ситуаций представляют собой явления, включающие и конкуренцию, и монополию. Чемберлиновская модель предполагает структуру рынка, в которой соединены элементы конкуренции (большое число фирм, их независимость друг от друга, свободный доступ на рынок) с элементами монополии (покупатели отдают явное предпочтение ряду продуктов, за которые они готовы платить повышенную цену). Но как же образуется такая структура? Исходя из концепции «экономического человека», логично предположить, что предприниматель в своем стремлении к получению максимальной прибыли стремится захватить контроль над предложением товара, что позволит ему диктовать цену на рынке. Поэтому он стремится создать товар, который хоть чем-то отличается от товара конкурента. Каждая фирма, добившись некоторой дифференциации своего продукта, становится монополистом на рынке его сбыта. Возникает монополия по дифференциации продукта (термин Э. Чемберлина), которая предполагает ситуацию, когда, производя определенный продукт, отличный от продукции других фирм, фирма обладает частичной рыночной властью. Это означает, что увеличение цен на ее продукцию не обязательно приведет к потере всех покупателей (что было бы верно, по крайней мере, в плане теоретическом, в условиях совершенной конкуренции, полной однородности продукта, и, как следствие, бесконечной эластичности спроса по цене). При этом дифференциация продукта, по Чемберлину, трактуется достаточно широко — она включает в себя не только различные свойства продукта, но все условия реализации и услуги, сопутствующие продаже, а также пространственное нахождение. Как пишет сам Чемберлин, «...дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые запатентованные свойства — фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки... или же таких, как индивидуальные особенное- тИ относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю. Дифференциация также может существовать в отношении условий, сопутствующих продаже товаров. В розничной торговле (если ограничиться одним только примером) эти условия включают в себя такие факторы, как удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает. Поскольку эти и всякие иные неосязаемые факторы варьируются от продавца к продавцу, то «продукт» выступает в каждом случае различным, ибо покупатели в большей или меньшей степени учитывают эти вещи, и можно сказать, что они покупают их наравне с самим товаром. Если иметь в виду две указанные стороны дифференциации, то становится очевидным, что все продукты в сущности отличаются друг от друга — по меньшей мере, слегка отличаются — и что в обширной области хозяйственной деятельности дифференциация играет важную роль»1. Если так трактовать монополию, то необходимо признать, что она существует во всей системе рыночных цен. Другими словами, там, где продукт дифференцирован, продавец одновременно является и конкурентом, и монополистом. Пределы же власти этой группы монополистов ограничены, поскольку контроль над предложением товаров частичный: вследствие существования товаров-заменителей (субститутов) и возможной высокой эластичности спроса по цене. Монополизм, обусловленный дифференциацией продукта означает, что коммерческий успех зависит не только от цены и потребительских качеств продукта, но и от того, сумеет ли продавец поставить себя в привилегированное положение на рынке. Иными словами, в условиях монополии по дифференциации продукта монопольная прибыль может возникнуть там, где при определенной защите от вторжения конкурентов может бьпь создан и приумножен имеющийся спрос на определенную продукцию. И саму проблему спроса Э. Чемберлин ставит по-новому. В отличие от неоклассической модели, где объем спроса и его эластичность выступают как нечто изначально данное, в модели Чемберлина они выступают как параметры, на которые монополист может оказывать воздействие через формирование наших вкусов и предпочтений. Здесь Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. M., 1996. С. 93. находит подтверждение тезис о том, что практически все наши потребности социальны, т.е. порождены общественным мнением. В этой связи Чемберлин сделал вывод, что цены — не решающий инструмент конкуренции, поскольку в создании спроса основной акцент делается на рекламу, качество товара, обслуживание потребителей. Это означает, что в условиях монополистической конкуренции эластичность спроса по цене падает при возрастании эластичности спроса по качеству. Новый подход характеризует Чемберлина в вопросах цены и стоимости. Если в неоклассической модели не было вопроса регулирования цены заданного продукта, так как цены были заданы извне, и регулирования объема продукта при заданной цене, то модель Чемберлина подразумевает поиск оптимального объема производства и соответственно уровня цен, обеспечивающим фирме максимальную прибыль. Чемберлин допускает, что в условиях монополистической конкуренции фирма максимизирует прибыль при объеме производства меньшем, нежели тот, который обеспечивал бы наивысшую технологическую эффективность. Другими словами, в масштабе всего общества переход к состоянию монополистической конкуренции ведет к тому, что потребители платят за товары дороже, выпуск товаров меньше потенциально возможного и, как следствие, имеет место недогрузка производственных мощностей и безработица. Можно ли тогда сказать, что предприниматели-монополисты несут ответственность заданное состояние экономики? Э. Чемберлин отвечает на этот вопрос в целом отрицательно, считая, что монополисты несут ответственность лишь в том случае, если дифференциация их продукта искусственна и не ведет к реальному изменению качества[49]. Однако в целом процесс дифференциации продукта порожден разнообразием вкусов публики, и стремление к монополии объясняется склонностью к дифференциации спроса, где сами различия во вкусах, желаниях и доходах покупателей указывают на потребность в разнообразии. Объясняя ситуацию, возникающую в условиях монополии по дифференциации продукта, когда фирма производит объем продукции меньше потенциально возможного, Чемберлин указывает на то, что для сбыта дополнительной продукции фирме придется либо снизить цену, либо увеличить расходы по стимулированию продаж. Не случайно поэтому в свою теорию цены Чемберлин вводит понятие «издержки сбыта», которые он считает издержками приспособления спроса к продукту в отличие от традиционных издержек производства, рассматриваемых им как издержки приспособления продукта к спросу. Сам Чемберлин определяет различия между этими видами издержек следующим образом: «Издержки производства включают все расходы, необходимые для того, чтобы создать товар (или услугу), доставить его потребителю и вручить ему этот товар в состоянии, пригодном для удовлетворения потребностей. Издержки сбыта включают в себя все затраты, имеющие целью создать рынок или спрос на продукт. Издержки первого вида создают полезности, служащие удовлетворению запросов; издержки последнего вида создают и изменяют сами запросы»[50]. По его мнению, при увеличении объема выпуска продукции издержки производства сокращаются, но издержки сбыта дополнительной продукции расгуг. Это стало обоснованием утверждения об отсутствии в условиях монополии по дифференциации продукта избыточной прибыли, так как в долговременном плане, по мнению Чемберлина, цена только покрывает полные издержки (суммарные издержки производства и сбыта). Подводя итог, можно сказать, что, согласно взглядам Чемберлина, рыноклюбого единичного производителя в условиях монополистической конкуренции определяется и лимитируется тремя основными факторами: ценой продукта; особенностями самого продукта и расходами по сбыту. Отмечая, что дифференцированный продукт имеет большую цену (которая является следствием ограничения предложения), Чемберлин считает ее неизбежной платой за дифференцированное потребление. В теории Чемберлина монополия и конкуренция суть взаимосвязанные явления, монополия присутствует во всей системе рыночного ценообразования. Напомню, что условиями, порождающими монополию, по Чемберлину, являются: — патентные права; — репутация фирмы; — невоспроизводимые особенности предприятия; — естественная ограниченность предложения. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. С. 170. Как видим, за пределами анализа Чемберлина остается монополия, возникшая на основе высокого уровня концентрации производств и капитала. Этот тип монополий стал предметом анализа английского экономистаДж. Робинсон. 3- Теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон Дж. Робинсон (1903—1983), английский экономист, представительница кембриджской школы в политической экономии. Как и Чемберлин, Дж. Робинсон в своей самой известной работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933) исследовала те же проблемы: сдвиги в механизме рыночной конкуренции, монополизация рынка, механизм монополистического ценообразования. Решающим условием монопольного обладания продуктом Робинсон также считала дифференциацию продукта, т.е. такие изменения, которые не могут быть полностью компенсированы товарами-субститута- ми. Однако дифференциация продукта не является, по ее мнению, единственным условием монополии. Значительное внимание в своем исследовании Дж. Робинсон по_ святила вопросу поведения крупных компаний, олицетворяющих вы_ • сокий уровень концентрации производства. Для Робинсон монополия представляет собой явление не только рынка, но и концентрированного производства. Концентрацию же производства она связывала с экономией фирмы на масштабах, поскольку доля постоянных издержек, приходящихся на единицу продукции с ростом объемов производства снижается. Сравнивая поведение компаний в условиях совершенной и несовершенной конкуренцш Дж. Робинсон показала, что крупные компании имеют возможное! поддерживать более высокую цену, чем могли бы иметь в условш совершенной конкуренции'. Особое внимание Дж. Робинсон уделила такой характерной чертея рыночного поведения крупных компаний, как маневрирование цена_ ми. Ключевым вопросом в ее исследованиях стало исследование возможностей использования цены как инструмента воздействия на спрос и регулирование сбыта. Именно Дж. Робинсон ввела в экономическую теорию понятие «дискриминация в ценах», что означало сегментацию рынка монополией на основе учета различной эластичности спроса по цене у разных категорий потребителей, маневрирование ценами для разных групп, на разных географических рынках. Обратила внимание на проблемы формирования ценовой политики, которая совершенно отсутствовала в условиях совершенной конкуренции[51]. Дж. Робинсон показала, что монополист обретает возможность разбить рынок своего товара на отдельные сегменты и для каждого из них назначить особую цену так, чтобы общая прибыль оказалась максимальной. Однако возникает вопрос — почему же монополист не назначает на всех рынках одинаково высокую цену? Оказывается, что это нецелесообразно, потому что в условиях несовершенной конкуренции у разных групп покупателей существует разная эластичность спроса по цене, и если повсеместно назначить высокую цену, спрос может резко сократиться. Следовательно, в целях максимизации прибыли целесообразно действовать иначе: при выпуске нового «дифференцированного» товара сначала назначить очень высокую цену, обслужив наиболее состоятельную часть покупателей (рынок с низкой эластичностью спроса по цене, «сильный рынок»), затем понизить цену, привлекая менее состоятельных покупателей, и действовать так до тех пор, пока не будут охвачены рынки с высокой эластичностью спроса по цене («слабые рынки»). Подобная тактика «снятия сливок» основана на дискриминации в ценах по признаку групп с различными доходами. Но возможна и пространственная дискриминация, как, например, при установлении монопольно высоких цен на внутреннем рынке и демпинговых во внешней торговле. Как бы то ни было, «золотое правило» политики ценовой дискриминации заключается в том, что самая высокая цена устанавливается там, где эластичность спроса меньше всего, а самая низкая — там, где эластичность спроса выше всего. Сопоставляя простую монополию и монополию, практикующую множественность цен, Дж. Робинсон показала, что в последнем случае фирма достигает и увеличения объема выпуска продукции, и увеличения валового дохода. Анализируя поведение монополий, Дж. Робинсон пытается оценить желательность ценовой дискриминации с точки зрения общества в целом. По ее мнению, с одной стороны, монополия, использующая дискриминацию в ценах (по сравнению с простой монополией, не практикующей такого поведения), повышает объем выпускаемой продукции. С другой стороны, ценовая дискриминация, сохраняя монопольно высокие цены, ведет к неправильному распределению ресурсов и к их общему недоиспользованию. Кроме того, монополизация производства, по мнению Дж. Робинсон, в любом случае неблагоприятно влияет на распределение богатства между людьми. Негативное отношение к монополизации проявляется и в учении Дж. Робинсон о монопсонии1. Последствия монопсонииДж. Робинсон анализирует на примере рынка труда, когда крупная фирма (монопсо- нист) приобретает услуги труда неорганизованных работников. В этом случае компания-монопсонист навязывает рабочим условия сделки, при которых реальная заработная плата может оказаться ниже предельного продукта труда рабочего2. По мнению Робинсон, это бы означало эксплуатацию труда Факторами, противодействующими эксплуатации, она считала законодательство о минимальной заработной плате и политику профсоюзов3. В результате своих исследований Дж. Робинсон приходит к выводу, что возможность ценового маневрирования подрывает основные постулаты классической теории: независимость процесса ценообразования, отождествление равновесия спроса и предложения с оптимальным использованием ресурсов и оптимизацией общественного благосостояния. В этом ее принципиальное отличие от Чемберлина, который считал, что именно механизм монополистической конкуренции наилучшим образом обслуживает интересы экономического благосостояния. «МОНОПСОНИЯ» в переводе с греческого означает «один покупаю», в то время как «монополия» — «один продаю». Равенство предельного продукта труда цене фактора производства (в данном случае заработной плате) в рамках неоклассического направления представляло собой естественное, справедливое вознаграждение фактора производства (см. теорию Дж. Кларка). Чемберлин же утверждал, что рыночная эксплуатация может затронуть любой из, факторов производства, поэтому поиски эксплуататора вообще не имеют смысла. Лекция 11 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ 1. Эволюция взглядов на проблемы благосостояния Человечество, как и отдельный человек, всегда стремилось к достижению благосостояния[52]. Уже в идеях раннего утопического социализма уничтожение частной собственности, уравнительное распределение и полная регламентация общественной жизни рассматривались как условия достижения всеобщего счастья. По мнению представителей данного учения, человек несчастлив потому, что испытывает зависть к более удачливому соседу. А уничтожить зависть можно только одним путем — сделать всех одинаковыми[53]. Идеологи же капиталистического производства с их философией эгоизма и индивидуализма (см. взгляды А. Смита) в теории благосостояния сделали акцент на производстве, рассматривая благосостояние как синоним богатства, где под богатством понимались продукты материального производства. В рамках данных представлений основа и источник благосостояния — это накопление национального капитала, а показатель уровня благосостояния — рост количества благ на душу населения, или чистый доход нации, который функционально зависит от ресурсов капитала, земли и труда. Следовательно, факторы экономического роста, важнейшими из которых являлось накопление капитала и разделение труда, автоматически становились факторами роста благосостояния. Как пишет А. Смит, «...получающееся в результате разделения труда значительное увеличение производства всякого рода предметов приводит в обществе, надлежащим образом управляемом, к тому всеобщему благосостоянию, которое распространяется и на самые низшие слои народа»1. Предпосылкой же роста национального богатства классики единодушно считали систему «естественной свободы». Классическая политическая экономия исследовала вопросы обеспечения роста общественного богатства, рассматривая проблемы на макроэкономическом уровне. Маржиналистская же революция, как уже говорилось, ознаменовала собой переход экономических исследований с макроэкономического уровня на микроэкономический. Центральными вопросами экономической науки стали вопросы исследования поведения экономических субъектов в условиях ограниченных ресурсов. Целью исследования стало поведение человека, а значит, определение мотивов его деятельности и конечных устремлений. Было признано, что конечной целью человека является максимальное удовлетворение потребностей, или максимизация благосостояния, понимаемая как максимизация полезности. Вопрос максимизации благосостояния — это вопрос в значительной мере философский. Не случайно в основании современных теорий благосостояния лежат положения утилитаризма — этической теории, признающей полезность поступка критерием его нравственности2. Основателем данной теории явился английский философ И. Бентам (1748—1832), считавший, что у философии нет более достойного занятия, чем оказывать поддержку экономике повседневной жизни. Антология экономической классики. Т. 1. С. 88. В связи с этим высказыванием Смита уместно привести точку зрения французского социолога Э. Дюркгейма, который считал, что капиталистическая организация производства с ее жестким разделением труда приводит к росту числа самоубийств, что никак не может являться свидетельством возрастания благосостояния. 2 В интерпретации основоположника данного направления И. Бенгама это положение звучит следующим образом: «Для сторонника принципа пользы добродетель является благом только ввцду удовольствий, которые из нее проистекают; порок есть зло только вследствие страданий, которые сопровождают его. Нравственное благо есть благо только вследствие своей способности производить физические блага; нравственное зло есть зло только по своей способности производить зло физическое» (цит. по: Бентам И. Принципы законодательства. М., 1896. С. 5). Целью всякого человеческого действия И. Бентам провозгласил благосостояние. Следовательно, по мысли Бентама, единственной универсальной общественной наукой должна стать эвдемоника — наука достижения благосостояния. Само понятие «благосостояние» Бентам трактует чисто в гедонист- ском духе. Это видно хотя бы из следующего его высказывания: «Природа отдала человечество во власть двум суверенным повелителям: страданию и наслаждению. Они одни указывают нам, что мы должны делать, и определяют, что мы сделаем». Таким образом, в концепции Бентама основу всех действий человека образует принцип пользы, означающий достижение наибольшего удовольствия и стремление всячески избегать страдания. Как видим, И. Бентам претендует на то, чтобы открыть универсальные силы, управляющие всем человеческим поведением, дать способы его измерения. У Бентама человек выступает как рациональный потребитель, способный количественно измерить наслаждение и страдание, главными компонентами которых выступают их интенсивность и продолжительность. Не удивительно, что благосостояние Бентам предлагал измерять вычитанием суммы страданий из суммы удовольствия заданный период времени. Методика подсчета такова: берется сумма интенсивностей всех удовольствий за данный период времени, умноженных на их продолжительность, и из нее вычитается общее количество страданий (таже схема), испьпанныхзатотже период. Мы здесь видим последовательное сведение всех мотивов человека к достижению удовольствий и избежанию огорчений. Следует добавить, что в своей теории Бентам исходит из того, что каждый человек в состоянии производить те арифметические действия, которые нужны для получения максимума счастья. В данной концепции благосостояние рассматривается исключительно как эгоцентрическое благосостояние, где каждый акт личного выбора определяется непосредственным преследованием личной цели. В неявном виде здесь присутствует так характерный для классической политической экономии принцип «негативной» свободы. Суть этого принципа сводится к следующему: индивид не имеет обязательств помогать другому лицу, но имеет обязательство не нарушать права другого лица. Не стоит удивляться, что интересы общества в концепции Бентама представляют собой не что иное, как сумму интересов граждан1. И если В дальнейшем именно эта посылка легла в основу теории благосостояния Парето. -------------- "-------- "Т| возникает конфликт интересов разных общественных групп, то ре_ шение должно быть принято в пользу тех, у кого потенциальное количество благосостояния в случае удовлетворения их интересов будет больше. Следует заметить, что в бентамовской концепции человек является исключительно потребителем; сфера производства интересует его очень мало. Делая акцент на пассивно-потребительской ориентации человека, Бентам подчеркивает, что всякая реальность интересует человека лишь тогда, когда ее можно с пользой для себя употребить. Более того, он нацелен на немедленное потребление — будущие удовольствия, согласно «арифметике счастья», входят в рассмотрение с меньшими весами, чем настоящие[54]. Труд не имеет самостоятельной ценности. Бентам даже утверждает, что стремление к труду не может существовать само по себе. Стремление к труду, по его мнению, не что иное, как псевдоним стремления к богатству. Сам же труд может вызывать лишь отвращение. Этот человек (универсальный потребитель Бентама) хорошо узнаваем, он и становится центральной фигурой маржиналистского анализа. Модель «экономического человека», для которого социальные и культурные факторы являются не более чем внешними рамками, держащими его в некоторой узде, не позволяющими реализовывать свой эгоизм слишком откровенными и грубыми способами, в собственном смысле слова появляется именно здесь[55]. И именно маржиналисты смещают фокус экономической теории в плоскость потребительского выбора, где человек предстает как макси- мизатор полезности. Целью обмена и производства они провозглашают получение максимального наслаждения и наибольшее удовлетворение потребностей. У основателя австрийской школы К. Менгера человеком движет одна руководящая идея — стремление как можно полнее удовлетворить свои потребности. Оно заложено в человеке самой природой и не нуждается в поддержке закона или силе принуждения1. Естественно, что этические соображения, которые могут предположить максимизацию каких-либо иных целей, кроме личного благосостояния, не рассматриваются. Как не рассматриваются мотивы симпатии и антипатии по отношению к окружающим. Другими словами, в экономическую теорию не допускаются мотивы, которые могли бы сделать личное благосостояние покоящимся на более широкой базе, чем только личное потребление. И тот же Г. Госсен, который первым сформулировал закон убывающей предельной полезности (см. законы Госсена), из традиционной экономической науки взял именно философию утилитаризма с ее принципами разумного эгоизма, субъективного сопоставления выгод и жертв, Удовольствия и страдания. Он даже предлагал политическую экономию переименовать в Genusslehre, т.е. учение об удовлетворении (или удовольствии), где максимизация удовольствия (полезности) становится важнейшим принципом общественного хозяйствования. являлось предпосылкой исследования и в экономическом анализе рыночного механизма активно не использовалось. Речь шла всего лишь о том, что человек понимает, в чем состоит его интерес, лучше, чем кто-либо другой, и целенаправленно этот интерес преследует. Справедливости ради надо отметить, что К. Менгер прекрасно понимал, что кроме своекорыстия в экономической жизни немало других побудительных мотивов — любовь к ближнему, обычай, правовое чувство. Но тот же Менгер говорил, что если мы будем пытаться охватить человеческое действие во всем многообразии его характеристик, то мы никогда не получим никаких законов и «национальная экономия» как теоретическая дисциплина окажется обречена. Поэтому, чтобы выявить экономические законы, нужно взять один главный мотив и очистить его от наслоений. На эту роль и претендуют своекорыстие, эгоизм. Конструируется абстрактная модель, и в итоге «экономический человек» оказывается эгоистичен и автономен, независим и рационален. Он точно знает свои потребности, выстраивает их в иерархическом порядке и удовлетворяет их самым рациональным способом, переходя от более важных к менее важным. ■Как абстрактная модель, она вполне имеет право на существование. Но беда в том, что в дальнейших исследованиях эта абстрактная модель стала претендовать на то, чтобы соответствовать представлению о поведении фактического «среднего», нормального человека. 11 - 850 У И. Бентама, как и у маржиналистов, мы видим сведение всех мотивов человеческого поведения к достижению удовольствия; богатство же они рассматривают как частный случай удовольствия. И в этом первое отличие взглядов Бентама и Смита. Другое же отличие заключается в том, что Бентам не доверял согласование индивидуальных стремлений к благосостоянию рынку и конкуренции, считая это прерогативой законодательства, где идеальный свод законов должен бьпь построен по принципу «максимальное счастье для всех». Стоит отметить, что взгляды Бентама оказали влияние не только на представителей маржиналистского направления в экономической науке, но и на Сисмонди, который считал, что наука об управлении должна ставить своей целью счастье людей, соединенных в обществе. Говоря его словами, «...она ищет средства, чтобы обеспечить людям самое высокое благоденствие, совместимое с их природой». 2. Взгляд на экономическую теорию благосостояния В. Парето. «Оптимум по Парето»
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |