Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Buenos Aires 5 страница




Созданная Доктором таблица, хотя и очень остроумная, не проста для пользования человеку, незнакомому с основами гармонии. Автор дает пример на три голоса для практических навыков владения таблицей. Амат не указывает, кто автор музыки этого примера. В девятой главе речь идет о семистройной гитаре: "Чтобы на меня не обижались гитаристы исполнители на четырехстройной гитаре /семиструнной гитаре/, что в этой небольшой книге я не говорил об их инструменте, то в последней главе я бы хотел уделить немного внимания данным проблемам. Четырехстройная гитара настраивается точно так же: у нее те же тона, двенадцать натуральных, и двенадцать бемолированных и те же созвучия, что и у пятистройной гитары, так что все, что играют на пятистройной гитаре, исполняют и на четырехстройной гитаре. Точно так же любой звук можно сыграть двенадцатью способами. Есть только одно различие, состоящее в том, что на пятистройной гитаре на один строй больше. Но если его убрать, пятистройная гитара будет той же четырехстройной гитарой... "

Автор не говорит о темпе исполнения на этих гитарах, так как, по его мнению, сам звук уже заключает в себе темп. Если звук зависит от ритма, эта зависимость большая или меньшая и т.д. Играющий на гитаре должен знать, что правая рука задает всему тон, а пальцы левой руки управляются правой.

На стр. 38 трактат по–испански заканчивается. Начинается на следующей странице <Tractat breu> и объяснение тонов гитары на каталонском языке, для начинающих учиться на гитаре для каталонцев, не знающих испанского языка. /Знак как на заглавном листе/. На обороте заглавного листа, стр. 40, начинается <Tractat breu> до с. 56. В первой главе объясняется, каковы тона гитары и как они записываются. В объединенном примере автор приводит 12 натуральных тонов /больших/ и 12 бемолированных /малых/.

В других частях уже объясняется механизм записи для гитары, предложенный Аматом в названной главе, а также подходящие пальцы: "Обращайте внимание на точки около цифр. Если это одна точка, играют указательным пальцем, две точки –средним, три – безымянным, и четыре – мизинцем". В главе 2 автор называет буквы алфавита, соответствующие каждому натуральному или бемолированному тону, указывает струны и пальцы, соответствующие каждой позиции. Все это описано на двух страницах позиций и рук.

На двух страницах указываются положение пальцев левой руки на рисунке указывает "не нажимающие струны пальцы", после первой и второй позиций – глава III и 1У заканчивает трактат "Конец гитары": "Последнюю главу /с. 55 и 56/ я посвящаю игре на "бандоле" и тому, что речь идет о шестистройной бандоле, инструменте более совершенном, чем четырехстройная или пятистройная гитара.

Бандола и четырехстройные и пятистройные гитары могли давать одни и те же аккорды, за некоторыми исключениями на четырехстройной гитаре. Бандола настраивалась на расстоянии восходящей квинты или нисходящей кварты от четырехстройной или пятистройной гитары."

АМБРОЗИУС Франсиско. Исполнительница 17 века. Упомянута как очень искусная гитаристка в лейпцигской газете "Альгемайне музыкалише цайтунг", с. 223.

АМЕЛИЯ, графиня. В Веймаре гитара была введена графиней Амелией. С этой целью известному лютнисту Отто было приказано прекратить другую работу и заняться изготовлением гитар для придворных.

Эти веймеровские гитары имели по пять струн.Еще одну струну или нижнюю E /шестую струну/ к инструменту добавил маэстро Дрезденской капеллы Ньюмен, что было встречено с одобрением, и теперь гитара имела уже 6 струн. Гитарный мастер 0тто заменил струны D–G /или D–A/, которые использовались как внутренние, на струны, известные нам в настоящее время. /Пантекулан/.

АМЕСТОЙ Наварро Эдуардо. Преподаватель гитары, аргентинец. Родился в Буэнос–Айресе 13 октября 1890 г. На инструменте начал заниматься с преподавателем Хуаном Франком в 1906 г. В 1909 году занимается с маэстро Хулио С. Сагрерасом. Затем на 3 года /в основном из–за службы в армии/ он прерывает занятия. Возобновляет их с Антонио Синополи, который 30 декабря 1916 г. присваивает ему звание преподавателя гитары. Он выступает на нескольких благотворительных концертах, а с 1924 г. посвящает себя преподавательской деятельности и создает академию "Д.Агуадо". В 1927 г. в салоне "Ла Аргентина" он впервые представляет ансамбль, состоявший из его учеников и заслуживает аплодисменты публики. Это убеждает в верности избранного пути. Он продолжает давать по одному –два концерт в год с неизменным успехом. О его ценных преподавательских качествах свидетельствуют успехи его учеников, которые впоследствии стали концертными исполнителями и о которых мы будем говорить в свое время, а также успешно выступавшие на ученических концертах: Мария Эстер Бариентас, обладающая всеми данными, чтобы получить известность, Ида Х.Ситлер, у которой уже была возможность показать своё мастерство, Мария Элена Раусон, Мерседес Капесе Акунья, Сусана Форте Фриас, Мария Элена Визани, а также господа Мартин Чавес, Альберто Алеман, Николас Ардити. Преподаватель Е.Аместой опубликовал учебное пособие "Гаммы и практические упражнения для беглости пальцев", где автор демонстрирует самые весомые заслуги в этой важной области преподавательского дела.

АМЕТЛЕР Каблер Нарсисо де. Известнейший испанский гитарист–любитель. Родился в начале 19 века в городе Баньолас, несомненно, одной из самых каталонских провинций, Хероне. Родители убедили его стать военным, где он отличился и получил звание генерал–лейтенанта армии. Гитарой он занимался с воодушевлением и вдумчиво, она была его постоянной спутницей. Он был большим почитателем и другом своего соотечественника, гитариста Хосе Коста Хугаса, который упоминает его в опусе 5, опубликованном издательством Рикарди из Милана, где автор говорит о том, что его с большим искусством исполнял генерал Аметлер. Человек высокой культуры, он писал еще и талантливые художественные произведения а также написал "Партизана", неизданную трехактную оперу /слова и музыку/. Она была переведена на испанский язык поэтессой Анжелой Граин. Точно так же оказались неизданными большое число произведений для гитары и "Руководство ", плод его многолетнего труда. Из многих принадлежавших ему гитар он отдавал предпочтение гитаре Антонио Торреса, которая после его кончины через много лет перешла к проживавшему в Париже испанскому гитаристу Давиду–дель–Кастильо. Автор этих строк имел возможность оценить качества данной гитары в доме этого преподавателя в Буа–Коломб, быть может лучшего экземпляра известнейшего гитарного мастера. Излишняя скромность Аметлера повредила искусству. Гордыня дурака смешна и отвратительна, напротив, изяществу искусных рук следует поклоняться и повторять. Генерал– гитарист умер у себя дома 21 ноября 1877 года.

АММЕРБАХ Бонифасио. В библиотеке Базельского университета /Швейцария/ имеется книга табулатуры Амербаха с песнями и прелюдиями для лютни, по свидетельству Вольфа во втором Учебнике музыки.

АМОН Фурма Рикардо. Родился 15 февраля 1839 года в Зистердорфе. Получил известность как выдающийся дирижер. Занимался также сочинением, опубликовано несколько произведений, среди них собрание песен в сопровождении гитары.

АМОН Хуан Андрес. Руководитель оркестра и композитор. Родился во второй половине 18 века в Бамберге. Сочинил большое число произведений для гитары с различными инструментами. Назовем его опусы 46, 52, 69. Был руководителем капеллы в Валленшейне, где и скончался 29 марта 1825 г.

АМОРОЗО Ф. Композитор и гитарист. Издательство Виззари, Милан, издало его произведение под названием "Терпсихора", Мазурку для гитары соло, очень приятную. Кроме того для гитары и мандолины известно: "Менуэт", "Размышление", "Сицилийская маленькая серенада", "Купидон" и т.д.

АМФИОН. Мифология. Греческий герой, сын 3евса и Антиопы, брат–близнец Зета. Братьев оставили на горе Ситерон. Их нашел и воспитал пастух. От Гермеса Амфион получил талант играть на арфе, а Зет был охотником и пастухом. Когда они достигли совершеннолетия, они узнали, кто была их мать и отомстили ее мучителям, придав смерти фиванского царя Лика и его жену Дирку, которую они привязали к хвосту дикого быка. Затем они возвели стены, камни которого сами устанавливались на свои места при звуках лиры Амфиона. Он был мужем Ниобеи а после того, как была уничтожена его семья, он сам предал себя смерти или умер, пронзенный стрелой Аполлона. Знаменитая мраморная группа под названием Фарнезийский бык в Национальном музее Неаполя олицетворяет наказание Дирки. Амфион с лирой в руках рядом с Зетом изображен на прекрасном барельефе, украшающем римский дврец Спада. /Е.И.Е.А. Эспаса, Кальпе/.

Считается, что Амфион – создатель лидийского музыкального лада.

АНА ЛУИЗА БЕНЕДИКТА, принцесса. Известная гитаристка–любительница. Родилась во Франции 8 ноября 1676 года. Тот факт, что высоко ценила и выделяла наш инструмент эта высокопоставленная дама, владевшая изящными искусствами в самых высоких сферах, заставляет нас как можно точнее описать ее личность, при том что она с полным правом могла стать героиней исторического очерка. Внучка великого Конде. Восьмая дочь Энрике Хулио Бурбонского, принца Конде. 19 марта 1692 года по исполнении 15 лет она вышла замуж за сына короля Людовика Х1V и мадам де Монтескан, известного под следующими именами и титулами: Луи Август Бурбонский граф де Майн.

В прекрасной и тщательно отобранной коллекции известных картин, принадлежащей мультимиллионеру Ж. Пьерпонту Моргану, сыну, есть картина знаменитого художника Жана Марка Натье /1685 – 1766/, портрет названной дамы в натуральную величину. Она сидит в фас, голова немного наклонена к левому плечу, на ней костюм ярко–красного цвета с глухим воротом, пальто черного цвета, наброшенное на плечи, в руках она держит красивую гитару, положение рук наводит на мысль, что она играет на ней. Левой рукой она берет аккорд, доминанту си в ми мажоре. Купидон сбоку от нее держит ноты, в которые она смотрит. Гитара формата обычного в то время, очень тщательно выполнена на розетке, краях, диапазоне, грифе /10 колков/, много украшений в конце десятой клетки, которые выделены на диапазоне, деление заканчивается на том же пропорциональном расстоянии, что и на современной гитаре. Этот инструмент с наложенной мозаикой и резьбой напоминает нам очень похожий инструмент, хранящийся в Музее Парижской оперы. Об этом портрете упоминает также Пьер–де–Нольак в "Натье", стр. 61.

В истории гитары увлечение гитарой во Франции в славные времена Людовиков ХIV и ХV – важная страница. Это мы видим по ее изящной конструкции, изысканным композиторам и культам любителей, из которых одни были очень умны, другие любили свой инструмент, что придавало большой блеск их праздникам.

Ана Луиза Бенедикта вначале была известна в обществе как сеньорита д'Энгьен, позже как сеньорита де Шароле. Зная о пристрастии ее <политического> отца, короля Людовика ХIV к этому инструменту, мы можем себе представить, как он должен был любить дочь своего сына, при том что культ гитары хорошо укоренился, как видно из того, что в зрелом возрасте 35 лет она занималась гитарой и позировала Натье, сделавшему ее бессмертной.

АНАКРЕОНТ. Великий греческий лирический поэт. Родился в Теосе Ионийском в 559 году до н.э. Был страстный любителем "Барбито" /одного из инструментов, давших рождение гитаре/. В своей оде L V1 Аполлону он говорит, что играет на барбито не для того, чтобы получить приз, а потому, что каждый образованный человек должен играть на этом инструменте. Известен фрагмент Анакреонта, где поэт говорит о Магадисе, имевшем 20 струн и бывшем таким же, как "Кинкор", но отличавшемся от него только числом струн. Скульптор Гийсен представляет нам великого лирического поэта с интересной гитарой: с корпусом и диапазоном, на верхней части корпуса и с обеих сторон диапазона по два грифа, поднимающихся в форме лиры. /Люксембургский музей, Париж/. Другая античная статуя с Вилье Боргезе /Рим/ представляет нам поэта, играющим на лире.

АНГЕРА X. де. Гитарист композитор, проживал в США во второй половине 19 века. Известное издательство "Оливер Диксон и К°" издало наряду с другими его сочинениями <Каприз> скромную, но приятную пьесу. Произведения X. де Ангеры издавались в 1890 – 91 г.г.

АНГЕРЕР Франсиско (сын). Современный гитарист и композитор. Родился в Вене, где проживает в настоящее время. Создал мастерскую по изготовлению гитар, Пензингерштрассе, 32.

АНГЛЕС Майер–де–Фортуни Амелия. Итальянская оперная певица, воспитанница Мадридской консерватории. Родилась в 1827 году в Бадахосе. Преподавала пение в Мадридской консерватории, а также давала уроки двум старшим дочерям королевы Доньи Кристины. С детских дет она полюбила музыку, занималась гитарой, на которой стала известной исполнительницей. У нее красивый и трудный репертуар. Как певица, она была одной из лучших в свое время. В полном расцвете земной славы, она перенеслась, чтобы петь в хоре ангелов. Светлая ей память! Умерла в Штутгарте, Германия, 1 мая 1859 г.

АНДЕРВАЛЬД Анна. Преподаватель гитары, наша современница. Проживает в Виллахе рядом с Мюнхеном, где занимается гитарой и цитрой /ситарой/. В 1924 году венское издательство Голя опубликовало несколько ее произведений для гитары.

АНДЕРСЕН Рой. Известный английский гитарист и преподаватель. Родился в Бирмингеме 19 июля 1902 года. Занимался гитарой, изучая различные курсы в Германии, Австрии и в последнее время в Париже под руководством Э. Пухоля. В настоящее время проживает в Гернси в Англии.

АНДЖЕЛИС Артуро де. Известный итальянский композитор. Родился в Перудже 5 марта 1879 г. Учился в Музыкальном лицее Болоньи. Писал произведения разных жанров. Были поставлены следующие его оперы: "Графиня Клара", в 1900 г.,"Буря"в 1905 г. и "Красные паруса" в 1915 году. В собрании "Плектр" Н.Виззари в Милане имеется "Гимн для мандолины" на четыре партии, безупречный с точки зрения композиции, партия гитары написана с простой гармонией, исключительно красива и свидетельствует о превосходном знании автором эффектов гитары.

АНДРЕА–Делла–Виола. Знаменитая лютнистка 16 века. О ней упоминает Томазо Тардзони на стр.374 своей книги "Универсальный перечень всех профессий в мире", изданной в Венеции в 1589 г. и 1651 г. /Карло Шмидт. <Сводный словарь музыкантов>/.

АНДРЕС Агустин. Преподаватель гитары, испанец. Родился в Мадриде в 1871 году. Обладая живым и несколько богемным характером, всегда вращался в кругах гитаристов. В начале века он жил в Мадриде на улице Бернадес– и–Гонсалес № 7, в гитарной лавке и в 1910 году в столице Франции на улице Пюто № 7. Он занимался торговлей и давал уроки игры на гитаре, до грусти несовершенные: музыка преподавалась на слух, с переборами и без них, танцы, оперы и концертные произведения... Кроме того, он представлял столько гитар Торреса, сколько ему заказывали; если ему не удавалось их достать, он предлагал, как и другие проживавшие там торговцы гитарами, инструменты Энрике Гарсия. Благодаря его неустанному поиску купли и продажи, мне удалось достать первые издания Франсуа Молино, Матео Каркасси и экземпляры произведений Сора, Лабарра и др. Аргентинский художник и гитарист Роберто Раможе через А. Андреаса достал очень интересные произведения и руководства для гитары и простую гитару Торреса малого формата, сомнительного происхождения, но с прекрасным звуком. В 1910 году он стал хорошим другом испанского гитариста Хуана Пастора, проживающего в Буэнос–Айресе уже много лет. Они собирались совершить турне, играя дуэтом. Я вспоминаю полную глубокого смысла шутку, которую мне очень подробно рассказали во время моего приезда в Мадрид в 1930году, что уменьшительное имя его Агустин удваивали, получалось Тин–тин, и чтобы оно еще лучше звучало, его называли Ре–Тин–Тин.

АНДОРРА Карлос. Итальянский гитарист и публицист, автор работ, посвященных гитаре, в которых показывает основательную подготовку по этому вопросу. Как исполнитель пользуется известностью. Мы приводим здесь выдержку из газеты "Плектр", г. Милан, от января 1924 года: "Огромным успехом пользовался мужественный гитарист Карло Андорра на концерте в <Зала Виттория> в Наваре, заполненной избранной многочисленной публикой. Андорра превосходно исполнил произведения Карулли, Моззани, Карозио и др.

АНДРЕ Луис. Композитор. Опубликовал произведения для гитары, цитры и мандолины. Считается, что он родился во Франции около 1683 года. Его упоминает Мендель. В последние год жизни был дирижером. Скончался в Дрездене в 1739 году.

АНЕИЗТЕГИЯ /../ Издательство Ромеро, Мадрид, опубликовало в 1890 году среди других произведений его театральные "Болеро" для голоса в сопровождении фортепиано и гитары.

АНЕЛЛИ Хосе. Гитарист, певец и известный композитор. Уроженец Турина. Жил в начале 19 века. В Англии, где он жил, издавались его два произведения: "Новое руководство игры на гитаре" и "История гитары". Автор интересного собрания из 300 песен для гитары и гитары с другими инструментами. Об этом музыканте с особым интересом нам сообщает Фелине Бон.

АНИБАЛЬ Падовано. Исключительный исполнитель на льюто. Родился в Италии, в г.Падуа в 1527 году. Был исполнителем на втором органе Сан–Маркоса в Венеции. Издано большое число его сочинений, многие из которых для лютни. Умер в марте 1575 году.

АНИДО Гонсалес Исабель Мария Луиза. Концертная исполнительница на гитаре, аргентинка. Родилась в Моране, провинция Буэнос–Айресе 26 января 1907 г. Эта исключительная гитаристка завоевала славное имя. Тот факт, что я являлся ее преподавателем, заставляет меня быть деликатным, как и в других случаях с более скромными именами, поэтому я приведу только мнения других детей, т.к., если судья будет судить собственных детей, он или совсем не увидит у них недостатков или увидит их очень мало. Пишущий эти строки испытывает законную гордость за все многочисленные второстепенные рецензии с первых шагов карьеры этой исполнительницы. Начну с выдержки из статьи, подписанной доктором Фейманом. "Лицом к лицу с чудом":

"В таких молодых странах, как наша, появление юного музыкального гения – событие исключительной важности как с точки зрения исторической, так и социальной. Мендельсон, Моцарт, Сен–Санс, Горцовский, ранний талант которых всемирно известен, были продуктом широко подготовленной для их появления культурной среды и тем не менее они поражают своей исключительностию. Вот откуда интерес данного критика к явлению, послужившему поводом для написания статьи. Речь идет об Исабель Марии Луиза Анидо, которой недавно исполнилось 10 лет, ее инструмент – гитара. Для забавы отец ее, благодарный кабальеро дон Хуан Карлос Анидо в августе 1914г. подарил ей игрушечную гитару. Девочка настолько увлеклась инструментом, что решено было обучить ее основам игры на гитаре. Через три месяца занятий успехи ее были настолько значительны, что отец пригласил преподавателя музыки. Сначала с ней занимался дон Доминго Прат, известный испанский концертный исполнитель, в 1915г., а затем 4 месяца – сеньорита Хосефина Робледо,– также известная концертная исполнительница из Валенсии. По возвращении в страну сеньора Прата девочка вновь стала заниматься со своим первым преподавателем, у которого она стала любимой ученицей. Девочка делала большие успехи, обещавше, что она станет великой музыкантшей. Ее исполнение вызывает восторг; как на частных концертах, так и на концертах для публики. Она без труда добивается аплодисментов, так как на нее не влияет сосредоточенное молчание самой избранной и многочисленной аудитории. Она обладает прекрасной техникой и легко запоминает партитуру. Игра ее спонтанная, серьезная и умеренная в этюде №22 Коста, Сонатине in A Торробы, "Видалите" Синополи, "Баркаролле" Мендельсона, "Траурном марше" Шопена. Во всех произведениях та же точность и изысканная исполнительская интуиция. Позже на струнах ее инструмента будет звучать больше страсти и чувства, но уже сегодня они глубоко чувствуются в искреннем и деликатном звуке, выигрывающем в нежности, хотя и теряющем несколько в страстности.

В этом природа мудра и не спешит, чтобы не испортить все дело. Поэтому Исабель Мария Луиза, с милым прозвищем "Мимита", – не жертва своего таланта. Ее ум, вкус, темперамент по–детски безыскусственны. Она не потеряла очарование своего возраста, что не вредит общему впечатлений, а, наоборот, усиливает его по принципу контраста. Свежесть ее таланта и окружающая ее радость не имеют ничего общего о стольких вундеркиндах, оплачивающих данный им от природы талант ранней душевной и физической усталостью. В случае с Исабель под сенью мудрого отеческого руководства маленькое великое аргентинское чудо будет расти во славу искусства и своих необыкновенных талантов, сохраняя ее во всей полноте". /Лица и личики, 19.05.1917. Буэнос–Айрес/.

В Кордове, 1918 г. Мартин Хиль пишет: "Честно сказать, я не думал, что мне когда–нибудь посчастливится услышать такое чудо исполнительского мастерства, техники и совершенной естественности. Несомненно, это исключительное явление, неординарное с интеллектуальной и физической точки зрения. Чтобы у природы мог получиться такой экземпляр, как эта девочка, ей придется долго взбивать свои дрожжи. В конце концов, если все идет удачно и будет гармонически развиваться, как предполагается, через несколько лет имя и слава Марии Луизы Анидо будут известны всему миру."

Концертный исполнитель Мигель Льобет: "Мария Луиза Анидо стала для меня Откровением. Впечатление, которое она произвела на меня, никогда не изгладится из моей памяти, потому что это действительно нечто, переходящее границы ожидаемого. Вы видите одиннадцатилетнюю девочку, без малейших усилий побеждающую самые трудные места как опытнейший концертный исполнитель, но самое восхитительное в ней и самое ценное– это большая музыкальная интуиция исполнения, в большинстве очень артистичного. Несмотря на сенсационные сообщение о ней в прессе Буэнос–Айреса после ее первых концертов и от ее выдающегося учителя Доминга Прата, прослушав ее, мне казалось, что я не верю своим ушам. Трудно представить себе, как же будет играть это чудесное создание в своем расцвете". /Май, 1919г., Барселона/.

Автор этой книги написал следующие строки: "Любовь к гитаре в борьбе с трудностями, возникающими от скудости среды, окружавшей гитару у нас в 1908 году, толкнула меня отказаться от пропаганды инструмента с помощью концертов и преподавательской деятельности. Я думал, что так завтра могут появиться новые гитаристы, другие апостолы, которые посвятят себя пропаганде гитары. Итак, я подал об этом объявление и решил обосноваться в Буэнос–Айресе. Эта работа не была бесплодной, она принесла свои плоды, и я могу назвать несколько хороших исполнителей, но самым удивительным для меня было появление в декабре 1914 года моей новой ученицы, которой не исполнилось тогда и восьми лет. Этот ребенок и был сегодняшним виртуозом, Марией Луизой Анидо, «Мимитой», как ее ласково называют поклонники. Мне почти нечего добавить ко множеству откликов о девочке Анидо. Вчера она была моей ученицей, сегодня она – мой коллега и товарищ по искусству, а завтра я буду ее самым преданным почитателем. Ровно год назад, 7 мая 1918 года, я представил ее в столице Республики. 0на дала свой первый концерт с удивительным и ярким успехом. Мои коллеги были удивлены, музыканты ею восхищались, публика приветствовала её самым горячим образом.Сейчас на пороге юности она вступает в этот мир с его борьбой, не страшась критики, а, наоборот, стараясь стать ее объектом, и чем больше ей будут уделять внимания, тем больше нитей у нее появится, чтобы соткать корону славы. Мне не пристало говорить об ее искусстве, но я могу утверждать, что она замечательно виртуозна и обладает изысканной манерой выражения. Она – неординарное явление, и я могу сделать прогноз, что если немногие артисты были пророками в своем отечестве, то она будет им и в своей земле, и за границей" (Буэнос–Айрес, 1919 г.)

Очень образованный музыкальный критик газеты "Ла пренса" Гастон 0. Таламон писал в "Американской музыке": "Гитара – наш национальный инструмент, унаследованный, без сомнения, от Испании, ставший национальным, благодаря многовековому использованию, и потому что в аргентинском народе он воспевал его радости и горе, но мало распространен среди серьезных музыкантов. Этот факт достоин сожаления. Ее ресурсы хоть и не блестящи, а звуки ее меланхолические и нежные, хотя нотная литература не столь обширна, но для творческого человека в ней всегда найдется поле деятельности. Девочка Исабель Луиза Анидо, с детских лет почувствовавшая притяжение гитары, вызвала настоящее удивление на одном из концертов глубоким владением техникой, силой и музыкальностью, проявившимися в полную меру. Это настоящая артистка, интуитивная, ее тонкое ощущение проявилось в "Мечте" Шумана, которая была исполнена с изысканностью. Изящество интерпретации очаровало публику в "Колыбельной" Шумана, "Анданте Экспресиво" Сора, а в Менуэте Сора и Гайдна достигла самых достойных похвал; элегантности исполнения в "Гренаде и в "Кадисе" Альбениса; в Танцах V и Vl Гранадоса, Серенаде Малатса, а также в других произведениях она продемонстрировала не только превосходную технику, – что уже необычно для ее возраста, но и показала такое музыкальное восприятие и чувство ритма, какие удивительны для такой молодой концертной исполнительницы.Она– прекрасная реальность, которой несомненно сулили будущее, полное триумфов, карьеру во славу аргентинского искусства". Привожу также обобщающее высказывание известного аргентинского композитора Хосе Андре:

"Тонкое понимание музыки, исключительный темперамент, абсолютная музыкальность и счастливый механизм–так можно обобщить качества этой девочки и уже большой артистки, очень успешно вчера выступавшей. Исполнение программы не заставило усомниться в ее чудесном даровании, которое умеет доставлять на гитаре – инструменте, считающимся неблагодарным – высочайшее эстетическое наслаждение, поднимая его в категорию большого искусства".

Мнение рано ушедшего от нас аргентинского композитора Хулиана Агирре: "Многообещающее детство подготовило, взрастило и дало созреть этому таланту виртуоза и исполнителя на гитаре; уже в эти годы маленькая артистка выступала и от одного концерта к другому показывала большие успехи. Мне повезло в том, что я слушал ее, когда уже стали реальностью ее зрелый талант и совершенная техника. Вундеркинды не вызывают особого восторга, потому что 90% из них не могут развиваться гармонически. И вот мы видим на концертах рослых девушек, одетых как маленькие девочки и юношей в коротеньких штанишках с усами. Мария Луиза Анидо – исключение из правила, с сегодняшнего дня она стала и всегда будет среди больших художников своего инструмента. Ее понимание, легкость и выразительность делают из нее выдающуюся фигуру в нашей музыкальной среде, и многочисленная публика на ее последнем концерте подтверждает это нескончаемыми аплодисментами и требованиями подтвердить на "бис" (Сентябрь 1923 г.). В этом же году Андрее Таос написал: "Я восхищен исключительным талантом Марии Луизы Анидо. Все в ней свидетельствует о натуре и сердце артиста. У нее есть пальцы /и какие пальцы/ и есть душа. Она "чувствует и выражает исполняемое, что и должен делать всякий великий артист...". К этому я мог бы добавить другие бесчисленные статьи и восторженные мнения Рислера, 3анге, Виньега, С.Беги и др., тысячу и один отчет о концертах, где она была единственной исполнительницей, чтобы подтвердить признание этой выдающейся артистки, превосходной гитаристки.

Из ее сочинений нет ничего опубликованного. К сказанному я хочу добавать свое скромное мнение, что и до наших дней Исабель Мария Луиза Анидо – самая известная в Аргентине солистка–гитаристка. Таково же мнение буэнос–айресской публики, не допускающей европейской посредственности. В наши дни в искусстве исполнения на гитаре первые места занимают удивительный виртуоз из Линареса и "Мимита" Анидо.

АНИТА Майя. Известная певица в андалузском стиле, испанка. Родилась в Ронде. О ее возрасте нам говорит поэт:

Это старая цыганка

С лицом, продубленным дымом очага,

С черными накладками из волос и глиняным гребнем,

Эта толстая цыганка с поступью гусыни,

Которую крестили в Ронде,

Как только оттуда ушли французы.

/ Из "Большое и малое Канте", стр. 117, Хосе Карлос де Луна/.

Имя ее приблизительное, известны другие ее имена: <Анилья –ла–э–Рондо> и <Аника Амайя>. Эта артистка и другие, упомянутые в этой книге, как "Кантадорес", трубадуры или <токадерос, пайядорес> и т.д., прославили свое искусство под звуки гитары, которая нас интересует; она стала более чем знаменита в "канте" со своими "родельянс" и "солеа". Она пропагандировала инструмент в стиле народного фламенко. Известный испанский литератор Нуньес–де–Прадо в книге "Андалузские певцы" /1904/ дает биографию этой цыганки, из которой мы приводим следующий отрывок: "Она чувствует искусство как самое чувствительное сердце понимает красоту, как ум, специально созданный, чтобы лучше понимать ее, чувствует влияние этого искусства, как самая глубоко чувствующая душа, но ее сердце, мозг и душа совершенно человеческие, в самом прекрасном смысле этого слова, видят в своем искусстве средство, чтобы выразить из самой глубины души до бесконечности всю ее изысканную нежность /стр.80/. Эта–артистка, достигшая совершенства, как птица, распевая свои калесера, петенера /народная андалузская мелодия/, сегидильи /испанский народный танец и песня/, таранты, роа, пальмарес и т.д., выступала на сцене с не менее знаменитыми Антония–ла–э–Сан Роке,ла Фандитой, Ла Сарнетой, Ла Лоро, Эль Фосфорито, Томасоле, Эль Нитри, Сальвадорцем, Хуаном <Петушиным>, знаменитым аргентинцем Сильверио и почти со всеми исполнителями андалузского канте. Тень той, кем она была, перевернула душу на конкурсе барселонской выставки 1929 – З0 гг. при проведении Недели Андалузии. Уроженка Роды входила в состав специально приглашенной группы цыган. Конечно, мы слушали в глубокой депрессии в ее исполнении несколько песен, которые она сама аккомпанировала игрой на гитаре, или, лучше сказать, в обнимку с ней, бессознательно двигая неуклюжими руками. При этом возникало ощущение, что изо "рта" этой коробки выползают две маленькие черепахи, которые запутавшись в проволоке шести струн, ищут то, что уже нельзя найти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.