Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Досточтимый Геше Тинлей ниже говорит о Дхармакае и её видах




Здесь дается пояснение относительно необходимости различения фено­мена как общего объекта и как конкретного объекта. Феномен как общий объект - постоянен, феномен как конкретный объект - непостоянен, следова­тельно, функционирует, и с ним можно производить действия.

ектом достоверного познания Будды, потому что с момента своего зарождения все феномены являются объектами до­стоверного познания Будды, живого существа.

Ученик: Феномен и яблоко находятся в отношении про­тиворечия?

- Яблоко и феномен относятся друг к другу как три аль­тернативы. То, что является и тем, и другим, - яблоко. А то, что является феноменом, но не является яблоком, - это Ис­кандер. А что не является ни тем, ни другим - не феномен и не яблоко? Это рог на голове у Искандера, который не явля­ется феноменом. Даже отсутствие рога на голове у Исканде­ра было бы феноменом.

Итак, феномен - как общее понятие - постоянен, но если нечто является феноменом, оно не обязательно должно быть постоянным.

Теперь приведите свой пример трех альтернатив.

Ученик: Животное и собака.

- Правильно. Еще.

Ученик: Вода и жидкость.

- Назовите мне что-нибудь, что было бы жидкостью, но не являлось бы водой.

Ученик: Бензин, масло. Масло жидкое, но не вода.

- Дайте мне примеры трех альтернатив из Дхармы, а не только обычных объектов. Сансара, нирвана, Дхарма, четыре благородные истины, прошлые жизни, будущие жизни, арья, архат - подумайте о подобных примерах.

Ученик: Божество и Ямантака.

- Что является божеством, но не является Ямантакой?

Ученик: Чакрасамвара, Хеваджра.

- А что является и тем, и другим?

Ученик: Ямантака.

- А что не является ни тем, ни другим?

Ученик: Духи.

- Приведите еще пример трех альтернатив из Дхармы. Тогда ваш ум будет работать.

Ученик: Будда и Дхарма.

- У Будды и Дхармы есть общее?

Ученик: Дхармакая40.

- Дхармакая - это Будда? Тогда каково определение Будды?

Ученик: Живое существо, обладающее Дхармакаей.

- Дхармакая - это существо? Это не живое существо. Значит, Дхармакая - не Будда.

Ученик: Все живые существа были моими матерями.

- Вы должны называть два объекта для анализа трех альтернатив, а не один какой-то объект. Например, рассмот­рите себя (или вашу мать) и живых существ. Или вашу мать и живое существо-«мать». Чтобы определить соотношение, вы должны приводить два объекта. Есть тысячи и тысячи феноменов, которые находятся в трехальтернативном отно­шении друг с другом. Возьмите для примера мать и дочь. Подумайте, в каком соотношении находятся эти понятия. Сначала назовите: тождество, три, четыре альтернативы или противоречие.

Лена - мать или дочь? Она мать своих детей, и она - дочь своей матери. Вы можете обнаружить, что есть общее между дочерью и матерью, потому что один и тот же феномен - и мать, и дочь. Лена - мать для своей дочери, но она также и дочь, потому что она дочь своей матери. Так же, как деревян­ный стул: с точки зрения материала - это дерево, а с точки зрения формы - стул. Так каково соотношение между ма­терью и дочерью? Если вы поймете очень четко четыре вида соотношений, то будете ясно видеть логическое соотношение между ними. Существует ли кто-то, кто являлся бы матерью, но не дочерью? Нет. Всякая мать обязательно была когда-то дочерью, а дочь не является с необходимостью матерью. Значит, отношение между матерью и дочерью - это три аль­тернативы.

Ученик: Геше-ла, мы сейчас говорим об общих характе­ристиках - мать и дочь. А если речь идет просто о двух людях: вот это мать, а это ее дочь, тогда получается, что между ними противоречие?

- Да, мать и дочь как общие объекты находятся в отно­шении трех альтернатив. А вот эта Ира и ее мать - как кон­кретные объекты - находятся в отношении взаимного исклю­чения (противоречия).

Ученик: Значит, здесь еще надо учитывать, общие это характеристики или единичные.

- Теперь придумайте еще какой-нибудь пример трехаль- тернативного соотношения.

Ученик: В отношении трех альтернатив находятся, напри­мер, арья и архат.

- Не каждый арья является архатом. А кто является арьей, но не является архатом? Вы должны назвать конкрет­ные бхуми*.

Ученик: С первого по седьмое бхуми.

- Арья до седьмого бхуми - еще не архат. А кто является и арьей, и архатом? Арья на восьмом бхуми - архат, потому что он полностью устранил омрачения. Архат - тот, кто пол­ностью разрушил все омрачения. Под этим словом не обяза­тельно подразумевается хинаянский архат, ведь есть и арха- ты Махаяны. «Архат» (dgra bcom-pa) означает «Победивший врага». Какого врага? Омрачения. Тот, кто полностью победил все омрачения, называется архатом. Но есть хинаянские и махаянские архаты. Какова разница между ними? Находятся ли они в отношении трех альтернатив, четырех альтернатив, тождества или противоречия?

Ученик: Три альтернативы.

- Назовите того, кто является и хинаянским, и махаянским архатом.

Ученик: Будда Шакьямуни.

- Он не является хинаянским архатом.

Ученик: Но он обладает качествами хинаянского ар- хата?

- Тем не менее, он не хинаянский архат. У вас есть каче­ства детей, но вы не дети. Если кто-то обладает качествами женщины, он не обязательно должен быть женщиной. Иначе Будда Шакьямуни - женщина, потому что он обладает всеми качествами женщины. Какова же разница между хинаянским архатом и махаянским архатом?

Ученик: Мотивация.

- Мы не говорим о мотивации. Мы рассуждаем о том, какие логические отношения существуют между архатами Хинаяны и Махаяны. Вы можете назвать один из четырех типов отношений. Диспут идет так: на вопрос «какова разница между хинаянским и махаянским архатом?» вы отвечаете, просто назвав тип отношений, который между ними сущест­вует. Вам не нужно цитировать тексты и ссылаться на поло­жения Учения. Просто называете: тождество, три альтерна­тивы, четыре альтернативы, противоречие. Если вы скажете «три альтернативы», я начинаю с вами диспут и довожу ваш ответ до абсурда, и вы говорите: «Я ошибся, между ними отношение четырех альтернатив». Но и этот ответ приводит вас к противоречиям. Тождественны ли они? Но они не тож­дественны. Остается только один последний вариант-отно­шение взаимного исключения, или противоречие. Значит, нет никого, кто был бы одновременно и хинаянским, и махаянским архатом.

Теперь скажите, каково соотношение между любовью и состраданием?

Ученик: Три альтернативы.

- Назовите, что является и любовью, и состраданием. Нужно назвать только одно чувство, которое является и тем, и другим.

Ученик: Счастье.

- Но счастье - не любовь. Каково определение любви? Любовь-желание счастья другим. А сострадание - желание, чтобы все освободились от страданий. А какое чувство со­держит в себе и то, и другое?

Ученик: Бодхичитта.

- Но бодхичитта - не любовь. Бодхичитта - это желание достичь Пробуждения на благо всем живым существам. Она происходит из любви и великого сострадания, но это не любовь и не сострадание. Это очень важно знать. Вот таким образом вы сможете понять Учение более глубоко. Вода - не водород, вода - не кислород, хотя она происходит из водорода и кис­лорода.

Ученик: Но получается, что в воде есть и водород, и кислород, а в бодхичитте - и любовь, и сострадание?

- Это не так. Бодхичитта возникает не из слияния любви и сострадания. Через любовь и сострадание вы порождаете в себе такое сильное чувство: пусть я достигну просветления, чтобы принести благо всем живым существам. Бодхичиттой называется такой первичный ум, который порождает две вторичные мысли, два намерения. Первое намерение - стать Буддой, а второе - принести благо всем живым существам.

Итак, какая разница между любовью и состраданием? Вы должны понимать, что любовь и сострадание находятся в <>iношении противоречия. Но следует знать, что в буддизме известно много разных видов противоречий. Противоречие* но обязательно означает [взаимоисключающую] противопо- можность. Есть тип противоречия, называемый противоречи­ем невозможности одновременного пребывания41, и, тип противоречия, называемый противоречием отсутствия обще- ю42. Первый тип противоречия также называется несовмести­мостью: объекты, которые не сосуществуют вместе, называ­ются несовместимыми и находятся в противоречии первого типа. Любовь и сострадание - это противоречие, но оно не относится к первой категории, ибо человек способен испыты­вать любовь и сострадание одновременно. А вот мудрость и неведение - противоречие первого типа: они не могут пребы­вать одновременно. Они находятся в отношении несовмести­мости: там, где есть мудрость, не может быть неведения, и там, где есть неведение, не может быть мудрости.

Ученик: Дихотомия.

- Нет, дихотомия - это немного другое. Дихотомия между объектами р и q означает: если нечто не является р, значит, оно является q, и если нечто является р, то оно не может являться q. Если нечто не является неведением, то не обяза­тельно это нечто является мудростью. Пример дихотомии - не­зависимость и взаимозависимость. То, что является незави­симым, не может быть взаимозависимым.

Ученик: А пространство?

- Оно взаимозависимо. Любой феномен взаимозависим. Пространство не зависит от причины, но оно зависит от обо­значения мыслью. С точки зрения Прасангики все феномены зависимы от обозначения мыслью. Если что-то не является взаимозависимым, оно должно быть независимым.

Ученик: Геше-ла, можно ли сказать, что причиной возник­новения всех феноменов является обозначение мыслью?

- Нет. У пространства нет причины. Если оно зависит от причины, тогда оно будет непостоянным.

" Этот тин противоречия феноменов исключает возможность их одновре­менного пребывания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.