КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Александр Мень. История религии
Александр Мень. История религии. Том 4 Харьков, ул. Революции, 12 Сектор оперативной полиграфии ИВЦ ХНАГХ Г. Харьков, ХНАГХ, ул. Революции,12 Заказ № Тираж 50 экз. Печать на ризографе Усл.-печ.л 11,5 Уч. -изд. л. 12,0 План 2008, поз. 157 Л Александр Савич Качев Организация производства и маркетинг Учебное издание
(конспект лекций)
Авторы: Светлана Петровна Сударкина,
Редактор: Н.З.Алябьев ____________________________________________________________________ Подп.к печати 04.02.08 Формат 60х84 1/16 Бумага офисная История религии. Том 4. Дионис, Логос, Судьба В поисках пути, истины и жизни Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра О, смертной мысли водомет, О, водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая Твой луч упорный преломляя, Свергает в брызгах с высоты. Ф. Тютчев Четвертая книга из серим "История религии" посвящена Греции, Еe автор,протоиерей Александр Мень (1935-1990), с терпением и любовью ведет читателяпо путям поиска истины за древнегреческими поэтами и философами. И многоеоказывается понятным и близким - ведь материализм и тоталитарная идеология,метафизика и оккультизм, агностицизм и вера в Судьбу вошли в наше сознание иевропейскую культуру именно из древней Эллады.Проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Из речи апостола Павла к афинянам (Деяния 17, 23) В Евангелии есть единственное место, где упомянуты греки: когда оничерез апостола Филиппа искали беседы с Иисусом. Эпизод, казалось бы,мимолетный, о котором говорится очень мало, но знаменательны слова Христа,сказанные по этому поводу: "Пришло время прославиться Сыну Человеческому"(Иоанн 12, 23). Речь, очевидно, идет не о Его небесной славе, а о принятиилюдьми Благой Вести (1). И действительно, эллинистический мир, окружавший совсех сторон Иудею, стал первым полем жатвы апостолов, когда они обратились спроповедью к язычникам. Вышедшее из библейской страны слово было принятолюдьми античного общества и культуры, и на этой почве возрастала ВселенскаяЦерковь. Мученики и апологеты, учители и Отцы Церкви в большинстве своембыли сынами греко-римского мира. Этот факт, оказавший огромное влияние нажизнь христианства, не мог быть случайным, он имел много предпосылок, изкоторых мы выделим две основные. Прежде всего, многие античные идеи подготовили умы к восприятиюЕвангелия. Как не для всех иудеев оно было "соблазном", так и не все эллинывидели в нем "безумие". Когда греки и римляне, искавшие истину, приходили кхристианству, они обнаруживали в нем немало того, чему учили их философы.Это облегчало им приобщение к Церкви, и, в свою очередь, сами они, возвещаяСлово Божие, прибегали к системе античных понятий. "Когда говорим, что все устроено и сотворено Богом,- писал во II в. св.Иустин Мученик,- то окажется, что мы высказываем учение Платоново; когдаутверждаем, что мир сгорит, то говорим согласно с мнением стоиков; и когдаучим, что души злодеев и по смерти будут наказаны, а души добрых людей,свободные от наказания, будут жить в блаженстве, то мы говорим то же, что ифилософы" (2). Эти совпадения не являлись в глазах святого простойслучайностью. Он верил, что Логос задолго до воплощения уже "был причастенроду человеческому" и открывал людям истину постепенно. Как иудейскиеправедники были служителями Слова, "христианами до Христа", так и эллинскиемудрецы могли быть ими, если внимали голосу Божию. Среди них св. Иустинназывает Сократа и Гераклита (3). С другой стороны, в эпоху первохристианской проповеди античный мирпереживал глубокую неудовлетворенность своим миросозерцанием. Самые великиедостижения эллинской мысли не могли утолить жажду новых идеалов, и этоткризис подготовил античного человека к принятию учения, пришедшего сВостока. Правда, о чувстве духовной несостоятельности, томившем древний мир,впоследствии было забыто. Со времен Ренессанса "беломраморная Эллада" сталарисоваться европейцам как законченное воплощение всего прекрасного,разумного и счастливого. Слово "Греция" привыкли ассоциировать со сказочнойкартиной, которая надолго заворожила лучшие умы Европы. Ослепительно белыеколонны на фоне глубокой лазури; статуи, овеянные величием и покоем; боги,приветливые, как люди; люди в белых одеждах, прекрасные, как боги, мудрые,просветленные; алтари среди кипарисовых рощ, веселые наяды, играющие уручьев; философы, свободно обсуждающие мировые вопросы... Нет ни крайности,ни нетерпимости. Повсюду царят разум, равновесие и совершенство. Здесьпрекрасно все: и гражданская доблесть, и семейный очаг, и старинные обряды,и гимнастические состязания. Такой была эта обетованная земля в представлений многих - вершинойчеловечества, золотым веком его истории. "Греция представляет нам отраднуюкартину юношеской свежести духа",- писал Гегель, определявший эллинскиеверования как "религию красоты". В известном стихотворении Шиллера "БогиГреции" эта вера в Элладу звучит восторженным панегириком: Обычного земного поклоненья И тяжких жертв не требовалось там, Там счастия искали все творенья; Кто счастлив был, тот равен был богам. Сколько было сказано и написано о волшебной красоте греческой природы искульптуры, о жизнерадостности греков, о независимости и оптимизме ихмышления! Сколько раз Греция, искусство которой Маркс называл "нормой инедосягаемым образцом", становилась законодательницей мод, властительницейдум! Просвещение и наука были неотъемлемыми атрибутами Эллады в глазахпоборников "светской культуры". Вторя древним язычникам, они утверждали,будто Евангелие разрушило "мир мудрости и светлой радости". Мысль о том, чтоантичный мир мог нуждаться в какой-то более полной истине, казалась нелепой:чему было учиться Элладе у "скорбного дисгармоничного Востока"? Ницше виделв Греции оплот духовной свободы, а мироотрицание и рабство связывал с веройБиблии. Он прошел мимо Песни Песней и Книги Иова, забыл о Кане Галилейской иевангельских словах: "Вы познаете истину, а истина сделает вас свободными".А ведь не кто иной, как он сам, приводил греческую легенду о Силене, укоторого люди хотели выведать секрет счастья; пойманный по приказу царядемон долго молчал, но наконец воскликнул: "О человек, эфемерное создание,дитя злой судьбы! Лучше для тебя вовсе не родиться, а уж если явился насвет, тебе хорошо умереть как можно скорее". Эти слова легенды, столь, далекие от пресловутой "жизнерадостности"греков, позволяют увидеть античность в совершенно ином свете.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |