Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творчество




ТВОРЧЕСКОЕ И ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Творческое мышление - это мышление, в котором присутствует вообра­жение. Оно порождает новые идеи, новые взгляды на вещи. Оно соотно­сит явления или идеи, которые раньше не были связаны между собой. Это процесс дискретный и дивергентный. Эдвард де Боно (12) придумал для него выражение "латеральное мышление" (то есть всесторонний под­ход к вопросу), и этот термин прижился. Под ним подразумеваются ско-

творчество и новаторство • 77


рее усилия воображения, направленные в горизонтальной плоскости в разные стороны, чем непрерывное движение вниз по цепочке логическо­го рассуждения.

Логическое, или аналитическое, мышление - это поэтапный процесс. Он непрерывен, в нем один этап ведет к другому до тех пор, пока в идеале ваши рассуждения не сведутся к единственно возможному реше­нию. Иногда такое мышление называют "конвергентным" (то есть сходя­щимся в одной точке). Де Боно называет его "вертикальным мышлени­ем", потому что человек в своих рассуждениях спускается по цепочке вниз, с одного уровня информации на другой.

Де Боно обобщил различия между вертикальным и латеральным мыш­лением следующим образом:

ВЕРТИКАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Выбирает. Изменяет.

Смотрит, что правильно. Смотрит, чем отличается.

Одно должно непосредственно вытекать Намеренно перепрыгивает

из другого. с одного на другое.

Концентрируется на отношении к сути Приветствует вмешательство слу-

дела. чая.

Продвигается в наиболее вероятных на- Исследует наименее вероятные

правлениях. варианты.

Творческое мышление не лучше логического. Просто они разные. Самые лучшие менеджеры пользуются как творческим, так и логическим мыш­лением. В конце концов, насколько бы творческими людьми они ни были, им необходимо принимать решение. А именно логическое мышление необходимо для гарантии того, что выбранное решение является правиль­ным.

ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВА

В своей книге "Созидательное действие" (The Act of Creation) Артур Кестлер (35) описал творческий процесс как "бисоциацию" - сведение вместе двух не связанных между собой фактов или идей для образова­ния новой идеи. Установление связи, или бисоциации, как правило, сопро­вождается ослаблением напряжения. Наступает вспышка озарения, кото­рая заставляет воскликнуть: "Эврика!" или, по крайней мере, "Ага!". Как отмечает Кестлер, это состояние сродни разрядке атмосферы после не­ожиданной убойной шутки - реакция "ха-ха". Или даже менее эффектное снятие напряжения при рассматривании произведения искусства.

Допустим, нам желательно развить свою способность к творческому мышлению. Для этого необходимо пройти три этапа:

1. Понять, какие препятствия стоят на пути к творческому мыш­лению.

78 • КАК СТАТЬ ЕЩЕ ЛУЧШИМ МЕНЕДЖЕРОМ


L


 

2. Развить в себе способность мыслить творчески.

3. Использовать коллективные возможности группы людей для
развития новых идей методом мозгового штурма.

ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ К ТВОРЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ

Основными препятствиями на пути к творческому мышлению являются:

• Готовность следовать доминирующей модели. Мышление пред­
ставляет собой систему, которая поддается моделированию по
образцу, а это означает, что вас могут заманить в ловушку
видения мира под определенным углом (де Боно называет это
"концептуальным пленом" или "связывающим фактором").

• Ограничение свободного развития собственных идей жестко
установленными границами, которые рассматриваются как ог­
раничивающие условия.

• Неспособность сформулировать и проанализировать собствен­
ные предположения, чтобы убедиться, что они не ограничива­
ют развитие новых идей.

• Поляризация альтернатив - сужение каждого решения до ра­
мок "либо/либо", когда могут быть и другие точки зрения.

• Попадание под влияние, когда вас заставляют думать последо­
вательно, а не латерально, и искать "лучшую" идею, а не разные
идеи. Как сказал Боно, "лучше иметь достаточное количество
идей, чтобы некоторые из них оказались ошибочными, чем все­
гда быть правым при полном отсутствии каких бы то ни было
идей".

• Отсутствие такого направления, как оспаривание очевидного, -
велико искушение без проблем принять легкое решение.

• Чрезмерно быстрое суждение - составление поспешных выво­
дов, не обременяя себя рассмотрением других возможных то­
чек зрения.

• Тенденция к соглашательству - выдача ответов, которых от вас
ждут.

• Боязнь показаться глупым или подавленным.

КАК РАЗВИТЬ СПОСОБНОСТЬ МЫСЛИТЬ ТВОРЧЕСКИ

Если вы хотите мыслить более творчески, первым делом необходимо задуматься над собой. Пункт за пунктом разберите список препятствий на пути к творческому мышлению и спросите самого себя: "Это обо мне?" Если да, продумайте, как вы можете преодолеть препятствие, сосре­доточив свое внимание на том, чтобы:

• Отказаться от любых ограничений.

• Отбросить все предубеждения, чтобы генерировать новые идеи.

творчество и новаторство • 79


• Отложить составление мнения и принимать решение лишь после
тщательного анализа альтернативных идей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.