КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Причины кризисов
Причинами кризисов могут быть либо поступки людей, либо природные катаклизмы - пожар, наводнение, землетрясение и т.п. Если первопричиной кризиса являются действия людей, то эти люди могут намеренно наносить ущерб организации извне или предпринимать действия, опять-таки за пределами организации, которые косвенным образом могут создавать крупные проблемы. Внутри же организации кризисы могут создаваться намеренно людьми, которые пытаются навязать свою точку зрения, либо возникать непредумышленно из-за какой-то чудовищной ошибки или многочисленных ошибок, которые наложились друг на друга за долгое время. Однако кризисы могут быть не более чем внезапными, непредвиденными событиями, которые, наверное, можно было бы предупредить. Списывать со счетов стратегию, как это сделал Макнамара, значит заходить, возможно, слишком далеко, но Роберт Берне писал: "Самые лучшие планы людей, в конце концов, идут вкривь и вкось", и это так же справедливо сейчас, как и тогда, в восемнадцатом веке. В идеальном мире кризисы не случались бы. Люди бы знали, куда они хотят прийти, и приходили бы туда с небольшими отклонениями в пути следования. Проблемы были бы предсказуемы, и для их разрешения были бы разработаны планы действий в непредвиденных обстоятельствах. В реальном мире все, конечно, совсем иначе. Закон Мерфи - если что-нибудь может пойти не так, то именно это и случится, - всегда готов обрушиться на очередную жертву. Кризисы могут разражаться внезапно, но это не означает, что их невозможно предсказать. Повесть Гарсиа Маркеса "История одной смерти, о которой знали заранее" посвящена кризису, убийству молодого человека, но, как следует из названия, все знали, что это произойдет, однако никто, казалось, не мог помешать убийству. До самого кризиса часто появляются признаки, которые предупреждают о надвигающейся беде. Даже извержение вулкана можно предсказать. Есть такое явление, которое можно описать как "нарастание кризиса". Исподволь, неуловимо, но неизбежно события наслаиваются друг на друга. Дождь со временем начинает лить все сильнее; в полноводную реку вливаются такие же полноводные потоки, и сила воды многократно увеличивается. Натиск становится все несокрушимее до тех пор, пока чудовищная сила не сметет плотину на своем пути. Процесс управления кризисом, несомненно, должен был начаться еще тогда, когда наблюдатели заметили дождь необычной силы. Однако человек ошибается, и плотину прорывает. Постоянное скатывание по скользкому уклону прямо в пучину кризиса также может иметь место, но тому виной не ошибка человека, а его упрямство. Если действовать хладнокровно, используя технику управления кризисами для оценки потенциально опасных ситуаций и для заблаговременного сведения сторон вместе, чтобы они могли обсудить пути УПРАВЛЕНИЕ КРИЗИСАМИ • 87 решения проблем до того, как те станут угрожающими, можно избежать катастрофических последствий упрямства. Такое может произойти и на международной арене, а не только в организациях. До ситуации на Кубе президента Кеннеди 60 раз ставили в известность о том, что назревала угроза ядерной катастрофы, в том числе сообщали и о запуске двух ракет с ядерными боеголовками. Он принял меры не только по совершенствованию американской системы защиты на случай чрезвычайных ситуаций и катастроф, но и по обмену информацией с русскими. Фолклендский конфликт, однако, стал прискорбным фактом полнейшей неспособности Британии не только понять, насколько сильно была заинтересована Аргентина в возвращении Мальвинских островов, но и разобраться, что Галтиери виноват в том, что поддался заблуждениям. УПРАВЛЕНИЕ КРИЗИСАМИ В практике менеджмента встречаются всевозможные кризисы: домогательства другой компании с целью слияния, обвал курса иностранной валюты, наркотик с грозными побочными эффектами, конкурирующий продукт, внезапно появившийся на рынке и уничтоживший всех остальных самым сильным на рынке брендом, новшество, которое мгновенно превратило продукт в устаревший, неожиданная забастовка, принесшая крупные убытки, непорядочный руководитель высшего эшелона управления, из-за которого компания прогремела в газетах, пожар или наводнение, переход ключевых фигур руководящей группы к конкурентам и так далее. Список можно продолжать бесконечно. Толстой сказал о браках: "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему". То же самое можно сказать и о кризисах. Каждый кризис - событие уникальное, и разрешать его необходимо соответственно. Однако есть определенные типы поведения, которые подходят для всех критических ситуаций, и есть некоторые общие принципы, которые можно использовать для урегулирования кризисных ситуаций, в том числе переговоры или конфликт. Кроме того, существует и ряд методов управления кризисами, применимых в общем случае при условии их модификации в зависимости от конкретных обстоятельств. ПОВЕДЕНИЕ ПРИ УПРАВЛЕНИИ КРИЗИСАМИ Самое главное в кризисной ситуации - сохранять спокойствие. Как сказал об этом Киплинг: Владей собой среди толпы смятенной, Тебя клянущей за смятенье всех... Тогда весь мир ты примешь во владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек! (Пер. М. Лозинского) 88 • КАК СТАТЬ ЕЩЕ ЛУЧШИМ МЕНЕДЖЕРОМ Наверное, самым ярым сторонником такого подхода был Гарольд Мак-миллан, который во время выступления в лондонском аэропорту сказал о политическом кризисе в своем кабинете: "Я считал, что лучше всего вначале покончить с этими небольшими внутренними разногласиями, а затем обратиться к более глобальным проблемам Британского Содружества". Но другой премьер-министр Джеймс Каллагэн зашел слишком далеко, заявив все в том же лондонском аэропорту (вот уж поистине место, где рождаются афоризмы): "Кризис, какой кризис?" Государственные деятели, вне всякого сомнения, всем своим видом должны показывать, что полностью владеют собой при исполнении своих обязанностей. Генри Киссинджер, которому на протяжении всей дипломатической карьеры приходилось управлять кризисами, однажды сказал: "На следующей неделе кризиса не может быть. Мой график расписан полностью". Но и менеджеры не должны терять самообладания. Одним из искусных приемов при урегулировании кризиса является поддержание во всех окружающих вас людях уверенности в том, что вы действительно управляете кризисом. Безмятежность, как, например, безмятежность Макмиллана, но не Каллагэна, - это один способ добиться такого результата. Другой способ состоит в том, чтобы сознательно создавать впечатление, что вы свободно справляетесь с делом, - чуть ли не отдыхаете, - когда на самом деле вы работаете в предельном темпе. В ситуациях, когда неприятности сыплются, как из мешка, людей и документы разбрасывает во все стороны и три телефона звонят одновременно, хорошие специалисты по урегулированию кризисов могут иногда откинуться на спинку стула, немного посидеть, неторопливо потягивая кофе, и праздно поболтать о вчерашнем футбольном матче. Но потом они с удвоенной энергией принимаются за дело. Роберт Таунсенд (62) отлично описал такой метод в своей книге "Изучая организацию" {Up the Organization). Он писал: "Есть время для дела и для окончания дела. Время для того, чтобы задуматься над ним, и время, чтобы над ним посмеяться". И в "Правильном поведении" {The Right Stuff) Том Вульф, описывая, как Чак Егер (человек, который первым преодолел звуковой барьер с двумя сломанными ребрами) повлиял на манеру управления кризисами летчиков гражданской авиации, в таких выражениях писал об их подходе: "Всякий, кто много летает на самолетах в Соединенных Штатах, вскоре начнет узнавать голос летчика гражданской авиации... который говорит по системе внутренней связи... нарочито медленно произнося слова с подчеркнутой любезностью, с подчеркнутым отеческим спокойствием, преувеличенными до такой степени, что они начинают походить на собственную пародию (и все-таки! - придающими уверенности)... голос, который в то время, как авиалайнер попал в грозовой фронт и его швыряет то вверх, то вниз сразу на тысячу фунтов, советует пристегнуть ремни, потому что "может начаться небольшая болтанка". УПРАВЛЕНИЕ КРИЗИСАМИ • 89 ОБСУЖДЕНИЕ СИТУАЦИИ ЗА СТОЛОМ ПЕРЕГОВОРОВ Кризисы, связанные с поглощениями компаний, трудовыми отношениями, правовыми спорами и другими проблемами, где наступил переломный момент, потому что две стороны придерживаются в корне разных точек зрения, часто приводят к переговорам. Применяется обычная тактика ведения переговоров, описанная в главе 33, хотя может возникнуть необходимость в их ускорении. В острых ситуациях, возможно, придется прибегнуть к помощи особых приемов. Например, можно воспользоваться приемом "Троллопа", который заключается в принятии предложения, которого никто не делал, чтобы склонить противника в свою очередь принять это принятое ими предложение. Этот термин ввел Роберт Кеннеди, назвав его в честь тех викторианских героинь романов Энтони Троллопа, которые трактовали рукопожатие героя как предложение жениться и добивались того, что эта трактовка прочно приставала к человеку. Этот метод использовали во время кризиса, связанного с размещением ракет на Кубе, когда возникла неясность в информации, переданной Хрущевым. Он направил два письма: из одного письма следовало, что страна придерживается жесткой позиции в отношении американской блокады, а второе свидетельствовало о мягкой и даже уступчивой позиции. Путаницу усиливало то, что было непонятно, когда было написано письмо сторонника жесткого курса (которое пришло вторым): до или после письма поборника мирного урегулирования вопроса. Американская сторона приняла решение (прием Троллопа) считать мирное письмо правильной информацией и игнорировать другое, с жесткой позицией, которое, по-видимому, было написано вторым и содержало окончательную позицию русских в этом вопросе. Как сообщал Роберт Кеннеди, именно такое творческое использование неясности помогло достичь урегулирования проблемы. Можно решительно утверждать, что в переговорном процессе тень неопределенности вокруг ситуации может быть столь же полезной, как и реальный перевес. Она дает больше оперативного пространства для маневра и больше возможностей разнообразить тактику. КОГДА ВСТУПАТЬ В БОРЬБУ В кризисной ситуации решение о том, когда начинать борьбу и насколько жестко вести ее, принимается по собственному усмотрению. Можно идти на агрессивную конфронтацию или последовательно придерживаться политики умиротворения, но любой из этих подходов не будет адекватным, если довести его до крайности. 90 • КАК СТАТЬ ЕЩЕ ЛУЧШИМ МЕНЕДЖЕРОМ На этом этапе уместно вспомнить послание Хрущева Кеннеди во время кризиса с размещением ракет на Кубе: "Если люди не проявят мудрости, то, в конечном счете, они столкнутся, как слепые кроты, и тогда начнется взаимное истребление". Тактическое решение никогда не бывает легким. Клаузевицу принадлежат слова о том, что "война есть не что иное, как продолжение политики другими средствами", и в обычных обстоятельствах не следует начинать наступательных действий, пока не появится полной уверенности, что процесс мирных переговоров ни к чему не приведет. Ваше решение будет также зависеть от вашей способности понимать стратегию и тактику своего оппонента, что позволило бы вам принимать меры по предупреждению его действий. Управление кризисами в огромной мере связано с анализом мотивов, намерений и приемов других людей и реагированием на них соответствующим образом. Не стоит забывать и другое изречение Клаузевица: "Презирайте врага со стратегической точки зрения, но уважайте с тактической". Другими словами, вы можете быть уверены, что в долгосрочной перспективе вашего оппонента ждут черные дни, но в ближайшее время он может яростно сражаться, а вы должны будете так же яростно давать ему отпор. Поражение в одном сражении еще не означает, что война проиграна, но поражения, которые следуют одно за другим, могут ставить под сомнение ваши шансы на победу, насколько правым ни было бы ваше дело и каким бы ни было превосходство в стратегии. Томас Шеллинг (55), ведущий комментатор по вопросам управления кризисами, высказал такое мудрое мнение о решении принять бой или отступить: "Разногласия возникают, как правило, не по поводу мгновенного права прохода, а по поводу ожидания всех окружающих, как поведет себя в будущем тот или иной участник. Уступка есть сигнал, что от человека можно ожидать уступок в будущем. Частые или постоянные уступки могут служить подтверждением, что это и есть роль человека. Если охотно идти на уступки до определенного момента, а затем сказать "хватит", то первое же проявление непреклонности гарантированно приведет к тому, то игра будет проиграна для обеих сторон". Управление кризисами может происходить в рамках четкой стратегии или вне ее, но, что бы ни случилось, тактика должна быть разработана на основе полного понимания ситуации, в особенности тех ее аспектов, которые касаются намерений других людей. Если вы уступили, то, по мнению Шеллинга, вам следует обезопасить себя на случай, если вы неправильно поняли или недооценили своего оппонента и он этим воспользуется. Опасайтесь также того, чтобы в конце вам обоим не остаться в проигрыше, а такая возможность не исключена. УПРАВЛЕНИЕ КРИЗИСАМИ • 91 Если вы решили начать борьбу, помните следующие заповеди святого Августина и святого Фомы Аквинского о том, что такое справедливая война: 1. Праведное дело. 2. Благое намерение. 3. Разумный шанс на успех. 4. При успехе более благоприятная ситуация, чем сложилась бы 5. Силы, которые вводятся в действие (или которыми угрожают), 6. Необходимо поставить себе цель пощадить гражданских лиц МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КРИЗИСАМИ В своей книге "Правила поведения в кризисной ситуации" {The Conventions of Crisis) Корал Белл (8) писал:
"Глядя в прошлое, на историю послевоенного кризиса в целом, поражаешься тому, как часто люди, принимавшие решение, действова- | ли, казалось, "экспромтом", руководствуясь скорее собственной ин- | туицией или темпераментом, чем планом или логикой". Эта мысль подчеркивает самое большое заблуждение, которое может подстерегать людей, призванных управлять кризисами в промышленности и коммерческой деятельности, а также на ниве международных отношений. Слишком легко им понять, что от них требуется мгновенное и решительное действие. В условиях сильного давления они не смотрят, куда шагнут, и попадают в ловушку для слонов. Управление кризисами начинается с воздержания от действия, пристального наблюдения за событиями, чтобы сразу же, как только они начнут ускорять темп - при первых признаках начинающегося нарастания кризиса, - можно было принимать упреждающие меры. На этом этапе есть время задуматься, продумать планы на случай непредвиденного поворота событий и привести их в исполнение. Если же все-таки, несмотря на все усилия, вы попадете в кризисную ситуацию, вот контрольный список из 10 этапов, которые следует выполнить: 1. Расслабьтесь, успокойтесь, насколько это возможно, и оцените ситуацию. Возможно, вам придется проанализировать и продумать все в пять раз быстрее обычного, но пройдите эти процессы. Вам необходимо установить: 92 • КАК СТАТЬ ЕЩЕ ЛУЧШИМ МЕНЕДЖЕРОМ • Что же в точности происходит. • Почему это происходит. • Что может произойти прежде, чем будут приняты какие-ни • Как быстро необходимо действовать, чтобы не допустить даль • Кого еще это коснулось. • Кого еще это может коснуться. • Какие ресурсы имеются в вашем распоряжении - кадры, обо
2. Разработайте предварительный план действий - четко изложи 3. Подберите команду управления кризисами, которая будет ра 4. Создайте центр управления кризисами (ваш кабинет, зал засе 5. Создайте систему связи, которая позволяла бы вам получать 6. При любой возможности "снижайте нагрузку" по принципу 7. "Временно отставьте" вопросы, то есть переведите проблемы 8. Подготовьте подробные планы, которые должны включать:
• сроки - действовать теперь или позже; • рамки переговоров; • более долгосрочные решения, которые необходимо подготовить • планы на случай непредвиденных событий для работы с новы 9. Проводите постоянный мониторинг того, что в точности про УПРАВЛЕНИЕ КРИЗИСАМИ • 93 10. Постоянно оценивайте действия и ответные реакции, чтобы иметь возможность изменять план и быстро принимать корректирующие или предупредительные меры. КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА ПО УПРАВЛЕНИЮ КРИЗИСАМИ Хорошие менеджеры по управлению кризисами решительны. Они умеют быстро реагировать, но их великое искусство состоит в умении ускорять процесс принятия решений. Они не пропустят ни одного этапа в типовой последовательности процесса решения проблем и принятия решений: определите ситуацию; установите цели; постройте предположение; соберите факты; проанализируйте факты; продумайте возможные варианты действий; оцените возможные варианты действий; примите решение и приведите его в исполнение; проследите за внедрением. Менеджеры, которые умело управляют кризисами, пройдут эти этапы быстрее, пользуясь собственным опытом и знаниями, а также опытом и знаниями членов своей команды. Менеджеры по управлению кризисами оттягивают время, откладывая вопросы, но, как и все хорошие менеджеры, они могут ускорить наступление событий, если им это понадобится. Они хорошие руководители -вдохновляют свою команду, поощряют усилия ее членов и вселяют в них уверенность в успешном исходе процесса управления кризисами. И, наконец, самое главное - они не теряют самообладания. Они не впадают в панику, они не реагируют слишком остро, они не теряют голову. На самом деле, они намеренно замедляют темп, если это возможно, чтобы создать впечатление, что все под контролем и все идет по плану. Подводя итог, следует отметить, что управление кризисами - это не что иное, как хорошее управление под гнетом обстоятельств. Адреналин, может, и вырабатывается быстрее, но это прекрасно оттачивает мышление. Хорошие менеджеры с успехом работают в напряженной обстановке и являются хорошими менеджерами по управлению кризисными ситуациями. 94 • КАК СТАТЬ ЕЩЕ ЛУЧШИМ МЕНЕДЖЕРОМ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КРИЗИСАМИ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ С точки зрения организаций управление кризисами отличается от быстро принятого решения. Процесс управления кризисами означает определение, исследование и предсказание кризисных проблем и нахождение конкретных способов, которые помогут организации предотвратить или разрешить кризис. Это долгосрочные обязанности. Для управления кризисом необходим систематический, методичный подход, и многие кризисы можно предупредить - или, во всяком случае, эффективно преодолеть, - при раннем их обнаружении. Кризисный аудит - полезный подход, который можно взять на вооружение. Он подразумевает определение потенциальных проблем, оценку вероятности их появления и приблизительную оценку их возможного влияния. По результатам такого аудита можно разрабатывать план действий в чрезвычайных обстоятельствах, который устанавливает основные мероприятия, предпринимаемые в кризисных ситуациях, а также лиц, которые будут участвовать в управлении ими. УПРАВЛЕНИЕ КРИЗИСАМИ • 95
Управление корпоративной культурой ЧТО ТАКОЕ КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА? Корпоративная культура - это система общих взглядов, отношений, предположений и ценностей в организации. Они могут не иметь четких формулировок, но в отсутствие прямых указаний определяют поступки и взаимоотношения людей и оказывают сильное влияние на способы выполнения работ. Корпоративная культура проявляется в форме: • Ценностей - мнения о том, что является лучшим или хоро • Норм - неписаных правил поведения, "правил игры", которые 96 • КАК СТАТЬ ЕЩЕ ЛУЧШИМ МЕНЕДЖЕРОМ обращение менеджеров с людьми, трудовая этика, например, "кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает", или какое значение придают в компании положению. • Атмосферы в организации - как люди воспринимают (видят • Стиля управления - линии поведения менеджеров как руко ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ Культура приобретает большое значение, потому что она основана на убеждениях, которые лежат глубоко внутри. Она отражает то, что удалось в прошлом, и состоит из ответных реакций, принятых потому, что они увидели успех. Корпоративная культура может работать на организацию, создавая среду, позволяющую проводить повышение эффективности работы и управлять изменениями. Она может работать против организации, возводя преграды, которые препятствуют достижению стратегических целей корпорации. К таким преградам относится сопротивление изменениям и отсутствие приверженности курсу. Концепция "соответствия культуре" имеет большое значение. Она имеет отношение к тому, что в случае, когда новшества не вписываются в существующую культуру, они не будут действенными, пока культура не изменится и не будет подходить для них. А изменение культуры может быть делом длительным, особенно если корнями она уходит очень глубоко. ЧТО ТАКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ? Управление корпоративной культурой - это процесс развития или укрепления соответствующей культуры в организации, то есть культуры, УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ • 97 которая помогает ей достичь своей цели. Управление культурой связано с усилением или внедрением существующей соответствующей (функциональной) культуры или изменением культуры, которая не работает как следует (дисфункциональной культуры). Это вопрос анализа и диагностики, который сопровождается применением соответствующих средств усиления или изменения. Управление корпоративной культурой имеет отношение к: • Изменению культуры, развитию отношений, убеждений и цен • Укреплению культуры, что призвано сохранить и упрочить то • Управлению изменениями, которое имеет отношение к тому, • Усилению преданности, что связано с повышением степени ПОДДЕРЖКА И ИЗМЕНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ Несмотря на то, что определить идеальную структуру или рекомендовать порядок ее построения, вероятно не удастся, можно решительно утверждать, что заложенная культура оказывает значительное влияние на модели поведения организации, а следовательно, и на эффективность ее работы. Если в организации есть подходящая и эффективная культура, желательно принять меры к тому, чтобы поддержать и укрепить ее. Если же культура не подходит, необходимо попытаться определить, что в ней требует изменения, и разработать и выполнить план изменений. АНАЛИЗ КУЛЬТУРЫ В любом случае на первом этапе нужно проанализировать существующую культуру. Анализ можно проводить при помощи анкетирования, опроса и обсуждения в целевых группах или в секциях. Часто бывает полезно привлекать людей к анализу результатов опросов, поручать им составление заключений о вопросах, связанных с культурой и стоящих перед организацией, и подключать к разработке и реализации планов и программ для решения любых вопросов. 98 • КАК СТАТЬ ЕЩЕ ЛУЧШИМ МЕНЕДЖЕРОМ ПОДДЕРЖКА И УКРЕПЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ Программы поддержки и укрепления культуры призваны сохранить и поддержать то хорошее и функциональное, что есть в нынешней культуре, за счет: • повторного подтверждения существующих ценностей в про • обеспечения практического применения ценностей (введения • использования базовых ценностей, установленных для органи • обеспечения охвата базовых ценностей процедурами введения • усиления подготовки по практическому введению ценностных ИЗМЕНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ Процесс управления изменением культуры можно представить в виде модели, состоящей из трех перекрывающих друг друга кругов, как показано на рисунке 15.1. К трем ключевым факторам относятся: • Видение и приверженность - руководители верхнего уровня • Общение - людям нужно понять и проработать обоснование
Рисунок 15.1 Элементы изменения культуры УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ • 99 • Поддержка процессов и систем - обучение и подготовка, уп Круги пересекаются, потому что каждый из этих элементов должен развиваться в гармонии с другими, чтобы успешно провести изменения в культуре. В обычных условиях программы изменения культуры, как правило, тяготеют к концентрации внимания на одной или двух конкретных областях, где они считаются вопросами первостепенной важности. Эти программы редко, если вообще когда-либо, пытаются охватить все аспекты культуры организации. Такими областями могут быть, например, эффективность работы, верность, качество, обслуживание клиентов или работа в коллективе. В каждом случае необходимо определить фундаментальные ценности. Возможно, понадобится расставить приоритеты, приняв решение, какие из областей требуют неотложного внимания. Объем того, что можно сделать сразу, ограничен. Эффективность программ изменения культуры в огромной степени зависит от качества процессов управления изменениями, описанных в главе 3.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |