Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Откладывание суждения




ГЕНЕРАЦИЯ НОВЫХ ИДЕЙ

ОТКАЗ ОТ ОГРАНИЧЕНИЙ

Чтобы отбросить ограничения, сужающие возможность генерировать новые идеи, необходимо:

• Определить доминантные идеи, влияющие на ваш образ мыслей.

• Определить границы (например, прошлый опыт, прецеденты, по­
литика, процедуры, правила), в которых вы работаете, и попы­
таться выйти за эти рамки, задавая себе вопросы типа:

 

— Разумны ли установленные ограничения?

— Можно ли полагаться на прошлый опыт?

— Что нового появилось в нынешней ситуации?

— Есть ли другой способ решения?

 

• Открыто изложить свои предположения и подвергнуть сомне­
нию любое из них, которое ограничивает вашу свободу генера­
ции новых идей.

• Отбросить суждения типа "либо/либо", спросить: "Возможен
ли по-настоящему простой выбор между альтернативами?"

• Постоянно задавать себе вопрос "Зачем?". (Но имейте в виду, что
чересчур прямолинейная постановка такого вопроса перед другими
людьми может привести к противодействию с их стороны.)

Чтобы создавать новые идеи, необходимо расширить свои взгляды. Если вы избавитесь от некоторых ограничительных факторов, как предлагает­ся выше, у вас будет больше возможностей:

• По-новому взглянуть на ситуацию, исследовать все возможные
точки зрения.

• Составить список, включив в него как можно больше альтер­
нативных подходов, не ища среди них "единственного самого
оптимального способа" (его не существует в природе) и не
позволяя себе опрометчивых оценок (которые могут привести
лишь к частичному удовлетворению).

• Выражаясь словами де Боно, "разорвать непрерывность", наме­
ренно решиться полностью все сломать и сделать по-другому.
Метод, который приводит в движение процесс формирования
новых идей, включает:

 

— свободное мышление, которое позволяет мыслям витать над
альтернативными и во многих случаях неуместными точками
зрения на ситуацию;

— намеренное попадание под новые влияния людей, статей, книг, на
самом деле всего, что может дать другое понимание, даже если
оно не имеет непосредственного отношения к сути вопроса;

80 • КАК СТАТЬ ЕЩЕ ЛУЧШИМ МЕНЕДЖЕРОМ


— переключение своего или чужого внимания с одной проблемы
на другую;

— организация перекрестного взаимообогащения своих и чужих
идей;

— использование аналогий для озарения. Аналогию должна под­
сказать проблема, но после этого она должна иметь право на
самостоятельное существование, чтобы показывать другую
точку зрения на проблему.

В процессе творческого мышления нужно стремиться к тому, чтобы раз­делить такие виды деятельности, как оценка идей и генерация идей. Са­мая страшная ошибка, которую можно допустить при этом, - слишком быстрый отказ от новых идей. В любой ситуации легко найти 10 объяс­нений для отклонения идеи. Например:

• Это не сработает.

• Мы уже делали так.

• Так пробовали сделать раньше, и ничего не вышло.

• Это невозможно осуществить на практике.

• Это не решит проблему.

• Это слишком рискованно.

• Это основано на чистой теории.

• Это обойдется слишком дорого.

• Это не поддержат клиенты/шеф/профсоюз/сотрудники/ак­
ционеры и т.п.

• Это создаст больше проблем, чем решит.

Некоторые из этих возражений могут быть справедливыми. Но их следу­ет придержать, пока не будет сгенерировано достаточно много идей. Дай­те идеям немного развиться. Не подавляйте их в зародыше.

Исключительно просто дать отвод, чрезвычайно легко осмеять что-ни­будь новое или необычное. В творческом мышлении реальное значение имеет лишь конечный результат, и если вы хотите проявить самобыт­ность, то не должны чересчур беспокоиться о том, каким путем придете к своему результату. Неважно, что вы иногда оступаетесь или поворачи­ваетесь не в ту сторону, если только задержки не затягиваются надолго и вы в итоге приходите туда, куда шли.

Как сказал об этом де Боно (12):

i

"При вертикальном мышлении человек не имеет права ошибиться ни» на одном этапе. Поэтому, сколько бы ни было этапов в процессе, конечный пункт (идея, решение, вывод) автоматически будет пра­вильным, если все промежуточные этапы были правильными.... При латеральном мышлении человек не должен быть прав на каждом этапе, но обязан быть правым в конце".

ТВОРЧЕСТВО И НОВАТОРСТВО • 81


Воздержаться от суждения трудно. Это противоестественно. Придется делать сознательное усилие, чтобы сдерживаться, пока не придет время, то есть пока вы не почувствуете, что собрали все новые идеи, какие можно было собрать за данное время.

Воспитание человека, его комплексы, его нежелание выглядеть глупо или поставить себя в затруднительное положение - все это работает против него. Нам непременно следует попытаться сделать все самим и убедить других присоединиться к нам. Но мы можем облегчить процесс расширения взглядов, разрыва непрерывности и рождения новых идей, применив метод под названием мозговой штурм.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Мозговой штурм определяют как средство для возникновения множе­ства идей в группе людей за короткое время. По сути своей это группо­вая деятельность, которая использует официальную обстановку для гене­рации как можно большего количества идей без перерывов на их оцен­ку.

Основные особенности заседания типа мозгового штурма таковы:

1. Собирается группа численностью от шести до двенадцати че­
ловек. Одни из них будут непосредственно работать над проб­
лемой, некоторых привлекут из других областей, откуда эти
участники смогут взять различные идеи и опыт, чтобы исполь­
зовать их для решения проблем. На таком заседании есть пред­
седатель и неформальный секретарь, делающий пометки по ходу
высказываний.

2. Председатель определяет правила, выделяя следующие момен­
ты:

 

— Цель собрания - выработать как можно больше идей.

— Никто не будет даже пытаться оценивать ни одну из идей.

— Никто не должен сдерживать себя в стремлении высказать
предложения.

 

3. При необходимости проводят разминку, чтобы группа освои­
лась с процедурой. Например, можно попросить их высказать
предположения о том, сколько раз, на их взгляд, можно исполь­
зовать скрепку для бумаг.

4. Председатель излагает проблему, стараясь избежать слишком
узкого ее определения.

5. Председатель открывает обсуждение словами: "Сколько суще­
ствует способов для...?"

6. Председатель побуждает людей к высказыванию мнений и пре­
секает любые попытки дать оценку идеям. Время от времени
он или она может по-новому сформулировать проблему.


82


КАК СТАТЬ ЕЩЕ ЛУЧШИМ МЕНЕДЖЕРОМ


7. Неформальный секретарь выделяет квинтэссенцию предложен­
ных идей и записывает их на плакатах, не пытаясь на данном
этапе выступать в роли редактора или отыскивать повторяю­
щиеся идеи. Обсуждение не следует записывать на магнито­
фон, так как это может помешать свободному высказыванию
идей.

8. Председатель продолжает побуждать группу к подаче новых
предложений, стремясь к раскрепощению людей и предлагая
им высказывать как можно большее количество идей - удач­
ных, неудачных, посредственных, целесообразных или глупых.
Он или она следит за тем, чтобы обсуждение не теряло темпа,
и никогда не комментирует или не позволяет никому другому
комментировать высказанное предложение. Каждая идея счи­
тается уместной.

9. Председатель закрывает заседание примерно после 30-минут­
ного обсуждения, максимум через 45 минут. Недопустимо за­
тягивать собрания.

10. Оцениваются предложения позднее, возможно, этим будет зани­
маться другая группа. Цель данного собрания состоит в том, чтобы:

 

— Выбрать идеи для непосредственного использования.

— Установить идеи для изучения в будущем.

— Рассмотреть любые другие подходы, которые могут открыться
на собрании.

Мозговой штурм - эффективный метод, способствующий рождению идей, преодолению внутренних сдерживающих факторов, взаимному обогаще­нию идеями и отходу от шаблонного мышления. Такую работу необходи­мо планировать и проводить аккуратно; важно правильно оценить ее результаты.

Применяйте этот метод не всегда, а лишь в тех случаях, которые, на ваш взгляд, открывают обширное поле для разнообразных идей. Он не решит все ваши проблемы, но сможет помочь преодолеть барьеры, возве­денные традиционными подходами к процессу принятия решений.

Помните, сколько бы творчества вы ни проявили, то, что станет вашим окончательным решением, должно работать. Мозговой штурм и другие методы усиления творческого начала помогут вам заложить фундамент нового начинания, но в конечном итоге, прежде чем сделать окончатель­ный выбор, вам придется проанализировать и четко расставить по мес­там все за и против предпочтительного решения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.