КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предложение - это объем услуг или товаров Q, которые производитель готов предложить по данной цене предложения Рп
Спрос - это объем товара или услуг Q, которые потребитель готов приобрести по данной цене Рс. В качестве элементов этой системы выступают покупатели (клиенты) и продавцы товаров или услуг (АТП, АЗС, СТО, магазины). Проведя, используя ДЦ и ДС, даже ориентировочную структурную и количественную оценку вклада подсистем в достижение конечных целей, можно существенно сузить область рациональных решений, т.е. перечень подсистем, через которые целесообразно прежде всего воздействовать для достижения поставленной цели. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА НА ОСНОВЕ БАЛАНСА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Рассмотрим в качестве примера большой системы с обратной связью предоставление и потребление на рынке товаров или услуг определенной цены Р и объема Q. Например, это может быть предоставление услуг на перевозки или сервис, продажа автомобилей или запасных частей. В качестве входа этой системы выступают данные по спросу и соотношению цен спроса и предложения. Чем ниже цена, тем выше объем товаров или услуг, которые могут приобрести потребители. Чем выше цена предложения, с которой согласен потребитель, тем больший объем услуг или товаров поступает на рынок
Рис. 10. Прогноз изменения объёма услуг и рыночных цен 1 - исходная линия спроса; 2 - исходная линия предложения; Qo - объём услуг при равновесии спроса (1) и предложения (2); Р0-Р12 - то же, цена услуги; А - предложение; Б - спрос. Управляющим сигналом ∆Y является соотношение дохода (прибыли), которую предполагал получить (Q·P) и фактически получил (Qф·Рф) продавец товаров или услуг: ±∆Y=QфРф-QР. Управляющее воздействие вырабатывается органом управления системы на основании управляющего сигнала. Пересечение линий спроса и предложения - это точка равновесия О с ценой Р0 и объемом Q0. Зона левее точки О, заключенная между линиями спроса (1) и предложения (2), называется зоной эффективности. Для этой зоны цена спроса больше цены предложения, т.е. Рс>Рп„ • Эффективность для продавца состоит в том, что его затраты на производство услуг или товаров будет компенсироваться, поэтому он готов удовлетворить спрос. • Для потребителя эффективность состоит в том, что его потребности будут удовлетворены по доступным для него ценам. Зона между линиями 1 и 2 правее точки равновесия - это зона неэффективности • Неэффективность для продавца состоит в том, что цена предложения выше цены спроса Рп>Рс. Поэтому его затраты на производство товаров или услуг не будут компенсированы ценой спроса. Продавец не заинтересован удовлетворять, спрос по этим ценам. • Неэффективность для потребителя состоит в том, что продавец не будет удовлетворять спрос по этим ценам и возникает дефицит. Например, объем услуг QA не будет удовлетворен в рыночных условиях, так как фактическая цена или тариф на услугу выше цены спроса: Рв>Ра и выше цены точки равновесия Рв>Ро. Малый бизнес (предоставление сервисных услуг, челночная торговля и др.) характеризуется сравнительно небольшим оборотом ималой массой прибыли. Поэтому изменение внешних условий (налогов, процентных ставок, таможенных правил, цен на товары) существенно сказывается на рынке, обслуживаемом малым бизнесом. Рассмотрим последовательность анализа цен и объемов услуг вусловиях резкого изменения внешних факторов для малого бизнеса. 1) Фиксируем исходное состояние рынка для линий спроса 1 и предложения 2. Равновесный объем услуг Q0=Q12. Цена P0=P12. 2) При ухудшении внешних условий происходит увеличение себестоимости предоставления услуг (падение курса рубля, рост процентных ставок, налогов и т.д.) возникает новая линия предложения 4, которая располагается выше первоначальной линии 2. 3) Далее возможны следующие варианты (сценарии) поведения рынка. I вариант: Потребитель соглашается с ростом цены услуги и точка равновесия рынка перемещается в О1. Последствия: · Равновесная цена возрастает с Р12 до Р14 · Объем услуг сокращается с Q0 до Q14. · Зона эффективности для стороны, предоставляющей услуги, сокращается. II вариант: Потребительский рынок стремится сохранить первоначальный объем услуг на уровне Qo и платит за это ростом цены при новой линии спроса 3. При этом точка равновесия перемещается в О2. Последствия: • Рост цен с Ро до Р34, больший, чем при первом варианте. • Зона эффективности практически не меняется по сравнению с исходным состоянием. III вариант: Возникновение ажиотажного спроса на товары и услуги, например до уровня Q54. Точка равновесия перемещается и О3. Последствия: • Возникает повышенный спрос, характеризуемый линией спроса 5. • Дальнейший рост цен до Р54 • Увеличение зоны эффективности для стороны, предоставляющей услуги. IV вариант: В условиях ажиотажного спроса сторона, предоставляющая услуги, может поднять ставку предложения до уровня линии 6. Последствия: • Сокращение зоны эффективности (точка равновесия О4). • Резкое увеличение цены до Р56. • При одновременном сокращении объема услуг до Q56 • Начало формирования устойчивого дефицита. V вариант: В условиях начавшегося дефицита сторона, предоставляющая услуги, может продолжать поднимать линию предложения, например до 8. Последствия: • Начинается обвал рынка, характеризуемый резким ростом цен при значительном сокращении объемов продаж и услуг (Q58) и зоны эффективности. • Траекторию О-О1 (или О2-О3-О4-О5) можно назвать зигзагом кризиса рынка. 4) Подъем цен и тарифов может дать лишь кратковременный эффект для конкретного производителя или торговца, так как: • существенно сокращается зона эффективности, т.е. сбыта товаров и услуг и массы прибыли; • из-за сокращения возможного объема услуг и продаж резко возрастает конкурентная борьба, требующая дополнительных затрат, приводящих к повышению цен; • рынок находится в нестабильном состоянии, при котором отдельному производителю товаров и услуг трудно выбрать рациональную цену и объёмы, особенно в условиях инфляции и ажиотажного спроса; • «естественное» решение перестраховаться и поднять цены приводит к дальнейшему раскачиванию рынка. На основании рассмотренного примера можно сформулировать следующие правила.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |