Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предложение - это объем услуг или товаров Q, которые производитель готов предложить по данной цене предложения Рп




Спрос - это объем товара или услуг Q, которые потребитель готов приобрести по данной цене Рс.

В качестве элементов этой системы выступают покупатели (клиенты) и продавцы товаров или услуг (АТП, АЗС, СТО, мага­зины).

Проведя, используя ДЦ и ДС, даже ориентировочную структурную и количественную оценку вклада подсистем в достижение конечных целей, можно существенно сузить область рациональных решений, т.е. перечень подсистем, через которые целесообразно прежде всего воздействовать для достижения поставленной цели.

РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА НА ОСНОВЕ БАЛАНСА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Рассмотрим в качестве примера большой системы с обратной связью предоставление и потребление на рынке товаров или услуг определенной цены Р и объема Q. Например, это может быть пре­доставление услуг на перевозки или сервис, продажа автомобилей или запасных частей.

В качестве входа этой системы выступают данные по спросу и соотношению цен спроса и предложения.

Чем ниже цена, тем выше объем товаров или услуг, которые могут приобрести потребители.

Чем выше цена предложения, с которой согласен потребитель, тем больший объем услуг или товаров поступает на рынок

 

Рис. 10. Прогноз изменения объёма услуг и рыночных цен

1 - исходная линия спроса; 2 - исходная линия предложения; Qo - объём услуг при равновесии спроса (1) и предложения (2); Р012 - то же, цена услуги; А - предложение; Б - спрос.

Управляющим сигналом ∆Y является соотношение дохода (прибыли), которую предполагал получить (Q·P) и фактически получил (Qф·Рф) продавец товаров или услуг: ±∆Y=QфРф-QР.

Управляющее воздействие вырабатывается органом управле­ния системы на основании управляющего сигнала.

Пересечение линий спроса и предложения - это точка равнове­сия О с ценой Р0 и объемом Q0.

Зона левее точки О, заключенная между линиями спроса (1) и предложения (2), называется зоной эффективности. Для этой зоны цена спроса больше цены предложения, т.е. Рсп

• Эффективность для продавца состоит в том, что его затраты на производство услуг или товаров будет компенсироваться, поэтому он готов удовлетворить спрос.

• Для потребителя эффективность состоит в том, что его потребности будут удовлетворены по доступным для него це­нам.

Зона между линиями 1 и 2 правее точки равновесия - это зона неэффективности

• Неэффективность для продавца состоит в том, что цена предложения выше цены спроса Рпс. Поэтому его затраты на производство товаров или услуг не будут компенсированы ценой спроса. Продавец не заинтересован удовлетворять, спрос по этим ценам.

• Неэффективность для потребителя состоит в том, что продавец не будет удовлетворять спрос по этим ценам и возникает дефицит. Например, объем услуг QA не будет удовлетворен в рыночных условиях, так как фактическая цена или тариф на услугу выше цены спроса: Рва и выше цены точки равновесия Рво.

Малый бизнес (предоставление сервисных услуг, челночная торговля и др.) характеризуется сравнительно небольшим оборотом ималой массой прибыли. Поэтому изменение внешних условий (на­логов, процентных ставок, таможенных правил, цен на товары) су­щественно сказывается на рынке, обслуживаемом малым бизнесом.

Рассмотрим последовательность анализа цен и объемов услуг вусловиях резкого изменения внешних факторов для малого бизне­са.

1) Фиксируем исходное состояние рынка для линий спроса 1 и предложения 2. Равновесный объем услуг Q0=Q12. Цена P0=P12.

2) При ухудшении внешних условий происходит увеличение себестоимости предоставления услуг (падение курса рубля, рост процентных ставок, налогов и т.д.) возникает новая линия предложения 4, которая располагается выше первоначальной линии 2.

3) Далее возможны следующие варианты (сценарии) поведения рынка.

I вариант: Потребитель соглашается с ростом цены услуги и точка равновесия рынка перемещается в О1.

Последствия:

· Равновесная цена возрастает с Р12 до Р14

· Объем услуг сокращается с Q0 до Q14.

· Зона эффективности для стороны, предоставляющей услуги, сокращается.

II вариант: Потребительский рынок стремится сохранить первоначальный объем услуг на уровне Qo и платит за это ростом цены при новой линии спроса 3. При этом точка равновесия перемещается в О2.

Последствия:

• Рост цен с Ро до Р34, больший, чем при первом варианте.

• Зона эффективности практически не меняется по сравнению с исходным состоянием.

III вариант: Возникновение ажиотажного спроса на товары и услуги, например до уровня Q54. Точка равновесия перемещается и О3.

Последствия:

• Возникает повышенный спрос, характеризуемый линией спроса 5.

• Дальнейший рост цен до Р54

• Увеличение зоны эффективности для стороны, предоставляющей услуги.

IV вариант: В условиях ажиотажного спроса сторона, предоставляющая услуги, может поднять ставку предложения до уровня линии 6.

Последствия:

• Сокращение зоны эффективности (точка равновесия О4).

• Резкое увеличение цены до Р56.

• При одновременном сокращении объема услуг до Q56

• Начало формирования устойчивого дефицита.

V вариант: В условиях начавшегося дефицита сторона, предоставляющая услуги, может продолжать поднимать линию предложения, например до 8.

Последствия:

• Начинается обвал рынка, характеризуемый резким ростом цен при значительном сокращении объемов продаж и услуг (Q58) и зоны эффективности.

• Траекторию О-О1 (или О2345) можно назвать зигзагом кризиса рынка.

4) Подъем цен и тарифов может дать лишь кратковременный эффект для конкретного производителя или торговца, так как:

• существенно сокращается зона эффективности, т.е. сбыта товаров и услуг и массы прибыли;

• из-за сокращения возможного объема услуг и продаж резко возрастает конкурентная борьба, требующая дополнитель­ных затрат, приводящих к повышению цен;

• рынок находится в нестабильном состоянии, при котором отдельному производителю товаров и услуг трудно выбрать ра­циональную цену и объёмы, особенно в условиях инфляции и ажиотажного спроса;

• «естественное» решение перестраховаться и поднять цены приводит к дальнейшему раскачиванию рынка.

На основании рассмотренного примера можно сформулировать следующие правила.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.