Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Под решением понимается выбор на основании установ­ленных критериев из многих альтернатив одной или нескольких альтернатив развития, изменяющих состояние системы




Включение в управление обратной связи позволяет дать прогноз поведения системы, в том числе и при резких колебаниях и изменениях внешних условий, характерных и особенно чувствительных для малого бизнеса и сферы услуг.

Наиболее эффективной стратегией продавца услуг или товаров является взвешенное сокращение цен или тарифов, которое способствует повышению объемов продаж, дохода и конкурентоспособности.

ЦЕЛИ СИСТЕМЫ

Целью системы является ее возможное будущее состояние, достижимое с помощью определенных действий, являющихся следствием принимаемых решений.

На основании решения осуществляется управление любой сис­темой. Например, если цель - сокращение затрат на топливо при перевозках, то ее можно достичь рядом способов:

• улучшить ТО и ремонт систем питания и зажигания;

• заинтересовать водителей и ремонтных рабочих вэкономии топлива;

• выбирать рациональные маршруты движения;

• приобрести более экономичные автомобили и т.д.

При решении необходимо выбрать один из способов или ком­бинацию в определенной пропорции нескольких.

В качестве критерия при принятии решений используется поня­тие целевой функции.

ЦЕЛЕВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ И НОРМАТИВЫ

Целевая функц ия (U) устанавливает количественные связи между уровнем достижения поставленных целей и факторами, ко­торые влияют на состояние системы:U=f(C1, C2, C3,…Cn), (2)

где Cn - факторы, влияющие на U.

Конкретное значение U может быть показателем эффективно­сти данной системы.

Экстремальное значение целевой функции соответствует опти­мальному управлению. Характерным примером исследования целевой функции на оптимальность является определение оптималь­ной периодичности ТО технико-экономическим методом, рассмот­ренным в теоретических основах технической эксплуатации. При этом в качестве целевой функции были избраны суммарные удель­ные затраты на ТО и ремонт узла, механизма, которые изменялись при изменении периодичности ТО.

U = C=Cl+Cll, (3)

где Cl - удельные затраты на ТО;

Cll - удельные затраты на ремонт.

Минимум суммарных затрат соответствует оптимальной периодичности ТО l0 U0 = (С)min, при l = l 0.

В примере C1 и С11 - факторы, влияющие на целевую функцию. Итак, одним из важнейших принципов управления является " четкое, желательно количественное определение цели.

Цели системы характеризуются понятиями целевые показате­ли (ЦП) и целевыенормативы (ЦН). ЦН количественно или качест­венно характеризует состояние системы при полном достижении поставленной цели или удовлетворении определенной потребно­сти. ЦП характеризует текущее или возможное состояние системы на момент t: ЦП(t).

Рис. 11. Схема определения оптимальной периодичности тех­нико- экономическим методом

Используя понятие целевой функции, имеем; ЦП = U; ЦН = U0.

Отношение ЦП(1) к ЦН определяет степень достижения по­ставленной цели в момент времени t или степень реализации цели.

(4)

При цели реализуются полностью, a tр - это момент достижения или реализации поставленной цели (целей).

При этом, естественно, должны учитываться вопросы точности и интервальности оценок ЦН, ЦП и tP, рассмотренные выше.

 

Рис. 12. Соотношение целевых показателей и нормативов.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДСИСТЕМ И ФАКТОРОВ ДС

В предыдущем разделе был рассмотрен простейший случай взаимодействия ДЦ и ДС: 3 подцели и 4 подсистемы. В реальных системах обычно имеется большой набор подсистем (факторов, подфакторов), влиять на которые одновременно невозможно по соображениям ресурсных ограничений и возможности равного внимания к нескольким объектам управления.

Например, третий уровень ДС ТЭА насчитывает более 40 факторов (подсистем). Целесообразность концентрации внимания и действия к ограниченному кругу проблем хорошо по­нимали еще в древности: «Не берись за множество дел: при мно­жестве дел не останешься без вины. И если будешь гнаться за ни­ми, не достигнешь». (Ветхий завет, книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, 10, 11).

Таким образом, для конкретного АТП или СТО из всего поля ДС, которое пригодно для любого предприятия или организации автомобильного транспорта, следует выбрать несколько. Число таких факторов можно предварительно наметить, руководствуясь сле­дующим правилом управления.

В системах реально и эффективно управлять и отслеживать можно только за 7± 2 (число Мюллера) подсистемами или исполнителями.

Поэтому факторы и подфакторы необходимо до принятия ре­шения описать, оценить и классифицировать по следующим глав­ным признакам.

1. В процессе управления при выборе подсистем мы прежде всего оперируем понятием уровня влияния данной подсистемы (или веса) на достижение цели. Это первый важный классификационный признак. Чем больше эти величины, тем предпочтительнее выбор соответствующей подсистемы.

2. По управляемости факторы подразделяются на управляемые, частично управляемые и учитываемые (неуправляемые) для данного уровня управления. Например, дорожные и климатические условия необходимо учитывать при определении эффективности ТЭ, но они практически неуправляемые для конкретного АТП, работающего в соответствующем регионе. Система ТО и ремонта и ее основные нормативы разрабатываются на основе исследований и обобщения передового опыта и рекомендуются для предприятий и организаций автомобильного транспорта соответствующими орга­низациями, независимо от формы собственности. Но обеспечение выполнения рекомендаций системы и корректирование ее нормати­вов является управляемым подфактором для АТП.

Ряд факторов Может со временем изменять уровень управляемости. Так, ранее для уровня АТП возраст и состав парка определялись решениями вышестоящей организации, планами поставки и списания автомобилей. Однако использование автомобилей разного возраста на маршрутах разной сложности и тогда являлось компетенцией АТП. В рыночных условиях регулирование возраста и обновление парка является компетенцией предприятия и ограничивается его финансовыми возможностями.

3. Необходимо различать факторы подвижные и консерватив­ные. Требуется значительное время для создания новой или реконструкции существующей производственной базы (3-5 лет), хотя ее влияние на эффективность технической эксплуатации значительно.

К консервативным, хотя и важным факторам, следует отнести и исходный уровень новых и капитально отремонтированных автомобилей и агрегатов при отсутствии реальной конкуренции между производителями. Лишь через 3-5 лет накапливаются такие конструк­тивные изменения у производимых автомобилей, которые могут быть зафиксированы нормативами. В рыночных конкурентных условиях приобретение предприятием автомобилей различных технико-эксплуатационных уровней становится подвижным фактором, особенно при лизинге, и лимитируется только наличием средств у предприятия. Квалификация персонала, его заинтересованность в качестве выполняемых работ, совершенствование технологических процессов также являются подвижными факторами.

4. Факторы могут быть ресурсоемкие и ресурсосберегающие. Реконструкция и тем более строительство новой производственной базы, приобретение нового подвижного состава требуют значи­тельных инвестиций, а реконструкция ПТБ - и времени. С другой стороны, введение рациональной системы материального поощре­ния, основанной на строгом и оперативном учете количества и качества труда, как показывает практика, может дать быструю и зна­чительную экономию ресурсов и повысить качество труда. Исполь­зование квалифицированной рабочей силы при одновременном создании условий для ее реализации также относится к ресурсосберегающему фактору.

5. Наконец, факторы подразделяются на создающие предпо­сылки для экстенсивного и интенсивного развития производства. Применение последних основано на использовании достижений на­учно-технического прогресса (НТП).

На основании изложенного можно сформулировать очередное практическое правило заключение.

Проводя качественный анализ дерева систем на уровне конкретного предприятия, можно существенно сузить перечень подсистем, на которые следует воздействовать в процессе управления для достижения поставленных целей. К ним прежде всего относятся управляемые на данном уровне, подвижные, ресур­сосберегающие и обеспечивающие интенсив­ное развитие предприятия подсистемы и методы.

Следует стремиться, чтобы выбран­ных факторов подсистем было не более 7-10.

 

 

4. Инновационный подход при управлении и совершенствовании больших систем

ПОНЯТИЕ О НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ПРОГРЕССЕ

 

Одним из распространенных методов повышения эффективно­сти систем, обеспечения интенсивных форм развития является их обновление, то есть применение инноваций - новой техники, тех­нологии, организации производства, информационного обеспече­ния, новых видов услуг и т. д. Обычно это определяется понятием научно-технический прогресс (НТП).

Под научно-техническим прогрессом понимается техноло­гическое применение науки, единое, взаимообусловленное и поступательное развитие науки, техники и технологии, служа­щее основой социального развития общества.

В ряде стран аналогом аббревиатуры НТП является понятие RandD (Research and Development), т.е. исследования и развитие (разработки).

Главными показателями научно-технического прогресса явля­ются, во-первых, рост технико-экономического уровня нововведений по сравнению с заменяемыми объектами; во-вторых, темпы замены, т.е. обновления. Одним из известных подходов при описании тем­пов распространения нововведений является использование меха­низма диффузии нововведений в соответствующую производствен­ную, социальную или экономическую среду, состоящую из n объек­тов:

(5)

где m(t) - число предприятий, применивших к моменту t ново­введения, или число внедренных в системе новых изделий, техно­логий, организационных схем; n - общее число предприятий, по­тенциальных пользователей нововведений, или потенциальный парк изделий, m(t) n; φ - показатель интенсивности распростране­ния нововведений:

Необходимо отметить, что на разных этапах развития системы экстенсивные формы могут переходить в интенсивные и наоборот.

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ НОВОВВЕДЕНИЙ

Планирование, разработка и реализация новых средств труда, технологий, видов услуг проходят ряд характерных этапов, резуль­тативность которых, как правило хорошо описывается так называемой S-образной (логистической) кривой эффективности.

Рис. 13. Этапы подготовки и реализации нововведений

 

1 - существующее изделие, технология, услуга;

2 – новое (заменяющее) с началом разработки t2;

2’ – то же, с запаздыванием начала разработки – t3;

П1” – предельное значение показателя эффективности для существующих изделий или технологий (1);

П2” – то же, для заменяющих (2).

На первом этапе (12 - стадия разработки и освоения) показа­тели эффективности новых средств производства или технологии (2) могут уступать соответствующим показателям предшественни­ков (1). На этом этапе наблюдается фондоемкий период НТП, т.е. отсутствие прибыли.

Он связан с дополнительными затратами на исследования, разработки, маркетинговый анализ, конструирование, испытания, обучение и адаптацию персонала.

На этом этапе, когда преимущества новых решений еще не ясны, особенно важна правильная техническая и экономиче­ская политика системы, подкрепляемая реальной финансовой и организационной поддержкой новых разработок.

Рис. 14. Изменение эффективности нововведений

На втором этапе (ΙΙ2) показатели эффективности новых средств труда, услуг или технологий начинают превос­ходить традиционные (1) и наступает фондосберегающий период НТП.

 

На третьем этапе (III2) новые изделия или технологии вытес­няют традиционные, но одновременно происходит и исчерпание потенциальных возможностей "новых решений" (2) и эффект от их применения затухает. Назревает необходимость новой замены из­делий и технологий 2 на следующее третье поколение.

Интенсивные и ресурсосберегающие формы развития производства не возникают самопроизвольно, а обеспечиваются своевременным переходом к новым техническим решениям, технологическим процессам и формам управления.

Этапы разработки и реализации нововведений обычно описы­вается в соответствующих проектах, которые содержат характери­стику нововведения, систему показателей, критериев и методов оценки эффективности в процессе их разработки и реализации, применяемых на разных уровнях управления.

Рассмотрим эффекты при разных вариантах реализации нововведения.

1-й вариан т

Если за период t1 - t4 замены вообще не происходит, то использоваться будут только старые объекты, а общий эффект будет определяться площадью F1 под кривой АВН.
2-й вариант

При внедрении нововведения 2 с началом разработки t2, эф­фект в системе зависит от следующих факторов:

• дополнительного эффекта (+) от нововведения на II2 и III2 этапах, характеризуемого площадью F2 (BCH);

• потерь (-), связанных с худшими показателями у нововведе­ния на этапе 12, характеризуемых площадью F3 (GMB);

• соотношения количества новых и заменяемых объектов в конкретные моменты времени t.

3-й вариант

Если нововведение (2') вводится с опозданием, в момент t3, то за тот же период эффект будет определяться лучшими показа­телями нововведения (+), зависящими от площади F4 (DEH), потерями (-), связанными с поздней реализацией нововведения - площадь F5 (LRD) и соотношением новых и старых объектов в системе.

При этом, очевидно, что даже по сравнению с 1-м вариантом дополнительный эффект минимален или отсутствует.

Важнейшей задачей планирования НТП на любом уровне является, во-первых, определе­ние рационального момента начала такого планирования, создание необходимого научного, маркетингового, конструкторского и, технологического задела; во-вторых, определение момента перехода к новым техническим, технологическим и организационным решениям.

Итак, НТП основан на поиске и разработке принципиально но­вых решений, что в рыночных условиях с точки зрения успешной реализации связано, как минимум, с двумя видами рисков.

1) Риск неудачи разработки (Н), связанный с потерей времени и инвестиций, вложенных в оказавшиеся неперспективными ре­шения;

2) Риск устаревания или недостаточной новизны (У) разработки, который, как правило, вызван «экономией» инвестиций в разработки (анализ рынка, оборудование, научные коллективы, опытные образцы, глубину и продолжительность испытаний).

При планировании и финансировании поисковых и фундаментальных работ, являющихся основой принципиально новых решений, следует учитывать фактор риска и невозможность абсолютно точного определения тех­нико-экономического эффекта нововведений.

Расчет экономического эффекта от примене­ния нововведений необходимо проводить не только за отдельные этапы (I, II, III,), а за весь расчетный период функционирования нововведения.

При этом за начало расчетного периода принимается год вы­деления средств на НИОКР или маркетинговый анализ. За конец расчетного периода принимается год полного вывода разрабаты­ваемого нововведения из эксплуатации из-за физического или мо­рального устаревания.

Таким образом, расчетный период включает весь жизненный цикл нововведения: исследование, разработка, серийное произ­водство, использование и списание.

БИЗНЕС-ПЛАН КАК ИНСТРУМЕНТ ПЛАНИРОВАНИЯ НОВОВВЕДЕНИЙ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

В рыночных условиях реализация нововведений требует не только их детальной разработки, но и серьезной финансовой под­держки, а также принятия нововведения рынком.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.