КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономические предпосылки и исходная идея лизинга 1 страницаМаксиминный критерий КI основан на наиболее пессимистической оценке возможных производственных ситуаций и гарантирует организаторам производства выигрыш не менее величины этого критерия. В условиях определённости, как правило, можно определить оптимальное значение целевой функции. В условиях риска и неопределённости можно говорить лишь об области рациональных решений. В последнем случае задача выбора решения формулируется следующим образом: при заданных условиях с учетом действия неизвестных факторов требуется найти элементы решения, которые по возможности обеспечивали бы получение экстремального значения целевой функции. В зависимости от аппарата принятия решений используются: 1) алгоритмический подход (законы, правила, нормативы, формулы); 2) коллективное мнение специалистов (экспертиза); 3) расчетно-аналитические методы для процессов, описываемых аналитически (исследование функций на минимум и максимум, программирование, теория массового обслуживания и др.); 4) моделирование процессов; 5) натурный эксперимент или наблюдение.
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ В условиях определенности состояние "природы" (I и Ш группы) в целевой функции, т.е. внешние условия, полностью известны. В условиях определенности при принятии решения возможны два подхода. В стандартных ситуациях целевая функция в каждом конкретном случае не строится (предполагается, что она была построена при разработке соответствующих правил и нормативов), а решение принимается в соответствии с разработанными правилами по схеме: идентификация ситуации с одной из стандартных; выбор стандартных условий, соответствующих ситуации; принятие решения на основе стандартных правил. Если производственная ситуация нестандартна, т.е. ей нет аналогов в совокупности стандартных решений (или они неизвестны лицам, принимающим решение), то для условий определенности задача принятия решения формулируется следующим образом. Как определить элементы решения (хm), обеспечивающие при заданных условиях (аn) получение экстремального (Umin минимального или Umax максимального) значения целевой функции? В условиях определенности оптимальное значение целевой функции может быть получено графически или аналитически (дифференцированием функции, методами множителей -Лагранжа, программированием, моделированием и другими методами). Пример. В АТП необходимо построить цилиндрический резервуар заданной емкости для хранения масла с минимальным расходом листового материала. Очевидно, что целевая функция - площадь (расход) материала U = F = 2πr2 + 2πrl, (10) где r - радиус резервуара и l - длина резервуара - это элементы решения хm; V - объем - внешние, заданные условия аn. Последовательность решения 1) Выражаем один элемент решения через другой: объем резервуара , 2) Водим значение l в целевую функцию 3) Определяем условия минимизации целевой функции: а) (11) б) (12) в) подставляем значение и получаем Откуда 2r = l или r = 0,5*l, т.е. при таком соотношении радиуса (r) и длины (l) и любом объеме (V) цилиндрического резервуара расход материала всегда будет минимальным (F = Umin). Таким образом, получено стандартное решение, которым затем можно пользоваться уже без дополнительных расчетов. Если бы задача предусматривала определение и формы резервуара, то минимальный расход материала при равном объеме может быть получен у шарового резервуара. Однако затраты на его изготовление будут большими, чем у цилиндрического резервуара.
МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕФИЦИТА ИНФОРМАЦИИ Как правило, при принятии инженерных, управленческих и других решений полная информация о состоянии системы, внешних условиях и последствиях принимаемых решений отсутствует. Американские специалисты утверждают, что 80% решений принимается при наличии только 20% информации об управляемой системе и действующих на неё факторах. Например, принимая решение о числе постов на станции технического обслуживания, можно только предполагать о потенциальном числе клиентов и их распределении по часам суток, дням недели, месяцам года и т.п. Аналогичная ситуация с числом возможных требований на конкретный вид ремонта автомобиля а течение "завтрашнего дня", возможности выхода или невыхода на работу конкретного специалиста или рабочего и т.д. Строго говоря, полную информацию можно получить только после свершения того или иного события (например, отказы уже произошли), когда необходимость в упреждающем решении отпала, а система перешла в режим реактивного управления. Поэтому при управлении необходимо уметь теми или иными способами восполнить или компенсировать дефицит информации. Такими способами укрупнено являются: 1) Сбор дополнительной информации и ее анализ. Очевидно, это возможно, если система располагает определенным резервом времени и средств. 2) Использование опыта аналогичных предприятий или решений. При этом важно располагать банком решений или иметь надежный доступ к нему. Кроме того, опыт других не может быть использован без корректирования. 3) Использование коллективного мнения специалистов или экспертизы.
4) Интервью и опросы. 5) Применение специальных инструментальных методов и критериев, основанных на теории игр. 6) Использование имитационного моделирования, которое воспроизводит производственные ситуации, близкие к реальным ситуациям, и ряд других методов.
7. Интеграция мнения специалистов и субъектов производственных и рыночных процессов КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИНТЕГРАЦИИ МНЕНИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В условиях недостаточной информации при анализе рыночных и производственных ситуаций при принятии решений широко используются методы интеграции мнений квалифицированных специалистов - экспертные оценки, а также опросы и интервью. Методы получения экспертных оценок подразделяются на две основные группы в зависимости от организации работы экспертов: коллективная и индивидуальная. К первой группе относятся совещания, т.е. метод открытого обсуждения и принятия решений (метод "комиссий"); метод "мозговой атаки", в процессе которой внимание участников концентрируется на выдвижении идей возможных путей решения одной конкретной задачи; метод "суда". Рис. 19. Виды наиболее распространенных методов интеграции мнения специалистов Особенности коллективной работы экспертов: а) при обсуждении вопроса присутствует вся группа; б) группа комплектуется руководителем, проводящим совещание, как правило, из своих подчиненных и "доверенных" лиц; в) последовательность выступлений и предоставление слова регламентируется руководителем; г) подведение итогов и принятие (или непринятие) решения также осуществляются руководителем. Преимущества этих методов: оперативность и внешняя демократичность. Недостатки: давление авторитета руководителя, отсутствие строгой процедуры учета мнения экспертов, подведения итогов и принятия решения. Последний недостаток частично может быть компенсирован, если решение принимается тайным голосованием. При индивидуальной работе экспертов для получения мнения каждого эксперта используют интервью в виде свободной беседы или по типу "вопрос-ответ", а также анкетирование, в процессе которого каждый эксперт дает количественные оценки сравниваемым факторам или альтернативам, т.е. ранжирует их. Затем индивидуальные оценки участников экспертных групп суммируются по определённым правилам. При втором подходе все этапы экспертизы (подбор экспертов, технология получения и обработки их мнений и др.) более или менее регламентированы, эксперты, как правило, подбираются из числа внешних специалистов, а организует проведение экспертизы не руководитель, а специалист. При этом результаты экспертизы, так же как и при первом методе, носят для руководителя не обязательный, а рекомендательный характер. Наиболее простым является метод априорного ранжирования, основанный на экспертной оценке факторов группой специалистов, компетентных в исследуемой области. АПРИОРНОЕ РАНЖИРОВАНИЕ Априори означает, что эксперт оценивает новое явление, факт на основе своего прошлого опыта. Метод априорного ранжирования сводится к следующему: 1. Организацией или специалистом, проводящим экспертизу, на основании анализа литературных данных, обобщения имеющегося опыта, опроса специалистов, дерева систем и т.д. определяется предварительный (с определенным резервом, обеспечивающим выбор) перечень факторов, требующих ранжирования. Чётное виденье факторов (подсистем), подлежащих ранжированию является важнейшей задачей организаторов экспертизы и предпосылкой её результативности. 2. Составляется анкета, в которой приводится, желательно в табличной форме, перечень факторов, необходимые пояснения и инструкции, примеры заполнения анкет. 3. Осуществляется комплектация и проверка компетентности группы экспертов, которые должны быть специалистами в рассматриваемых вопросах, но не быть лично заинтересованными в результатах. Проверка компетентности экспертов может проводиться с помощью тестов, методом самооценки или оценкой эта лонных факторов. При тестировании процент правильных ответов из области, связанной с предстоящей оценкой, служит мерой компетентности эксперта. Метод самооценки состоит в том, что каждый кандидат в эксперты с использованием указанной ему шкалы оценивает свои знания ряда вопросов. Максимальным баллом оценивается вопрос, который, по мнению эксперта, он знает лучше других, а минимальным - хуже других. Далее все остальные вопросы оцениваются баллами от максимального до минимального и выводится средняя самооценка данного эксперта и затем группы экспертов. Этот метод позволяет также при необходимости создать подгруппы для экспертизы конкретных вопросов. При оценке факторов кандидатам в эксперты предлагается проранжировать набор факторов, событий или объектов, истинная значимость или состояние которых организаторам опроса известны, а экспертам не известны. 4. После формирования группы проводится устный или письменный инструктаж экспертов. 5. Экспертами осуществляется индивидуальная оценка предложенных факторов, с помощью рангов в процессе которой факторы располагаются в порядке убывания степени их влияния на результирующий признак или объект исследования, являющийся целевой функцией. Ранг обозначается следующим образом akm, где m - условный номер эксперта; k - номер фактора. При этом фактор, имеющий наибольшее влияние, оценивается первым рангом (цифрой 1). Фактору, имеющему меньшее значение, приписывается второй ранг (цифра 2) и т.д. 6. Полученные оценки с другими экспертами не обсуждаются и передаются организаторам экспертизы. 7. Организаторами экспертизы проводится обработка результатов экспертного опроса. 8. По результатам экспертизы организацией или специалистом, проводившим экспертный опрос, для руководства системы разрабатываются предложения по решению конкретных проблем или результаты передаются без комментариев. Рассмотрим пример оценки влияния ряда подфакторов, выбранных из дерева систем технической эксплуатации автомобилей (ДСТЭА) и характеризующих влияние производственно-технической базы автотранспортной компании на работоспособность автомобильного парка. Конкретным показателем работоспособности был выбран коэффициент технической готовности. Организаторами экспертизы на основании предварительного анализа условий работы данной фирмы для экспертной оценки были выбраны следующие четыре подфактора (К=4) третьего уровня ДСТЭА: С2031 - обеспеченность производственной базой (площади, цеха, посты и т.д.); С2032 - размер предприятия, характеризуемый инвентарным числом автомобилей; С2033 - структура и разномарочность парка автомобилей; С2034 - уровень механизации производственных процессов ТО иремонта. К независимой экспертизе привлечены 8 экспертов (m=8). Каждый эксперт независимо от других присваивает свои ранги akm каждому фактору и передает результаты организаторам экспертизы. Например, эксперт № 1 (m=1) первый фактор (k=1) оценил рангом а11=2; второй (k=2) этот же фактор a21=3; третий (k=3) а31=4; четвертый (k=4) a41=1. Рекомендуется следующая последовательность обработки результатов априорного ранжирования. 1) Индивидуальные оценки всех экспертов сводятся в таблицу априорного ранжирования. Так, ранги восьми экспертов по первому фактору: 2; 1; 2; 1; 1; 1; 2; 1. Определяется сумма рангов всех экспертов по каждому фактору , (13) где m - число экспертов; k - число факторов. Результаты априорного ранжирования факторов производственной базы АТП, влияющих на коэффициент технической готовности парка Таблица 9
Например, по фактору «обеспеченность ПТБ» сумма рангов всех экспертов равна
В примере (∆k)max=∆3=27<32=4*8 В-третьих, минимально возможная сумма рангов по любом фактору не может быть меньше минимального ранга (1), умноженного на число экспертов, т.е. (∆k)min ≥ (akm)min * m (14) все ∆к< 32 = (∆k)mах; все ∆к > 8 = (∆k)min 4) Вычисляется сумма рангов и средняя сумма рангов ∆ср (15) 5) Проверяется правильность определения суммы рангов по формуле , (16) где а - средний ранг оценки факторов каждым экспертом: (17) В примере ; а что соответствует данным таблицы. 6) Определяется отклонение суммы рангов каждого фактора от средней суммы рангов. (18) Для первого фактора в примере имеем 7) С помощью коэффициента конкордации Кэнделла W оценивается степень согласованности мнений экспертов , (19) где k – число факторов, k=4; m – число экспертов, m=8 (20) Коэффициент конкордации может изменяться от 0 до 1. Если он существенно отличается от нуля (W≥0,5), то можно считать, что между мнениями экспертов имеется определенное согласие. В рассматриваемом примере Если коэффициент конкордации недостаточен (W<0,5), то организаторами экспертизы проводится анализ причин негативного результата. Такими причинами могут быть: нечеткие постановка вопросов или инструктаж, неправильный выбор факторов, подбор некомпетентных экспертов, возможность сговора между ними и др. В зависимости от результатов этого анализа принимается решение о корректировании проведения экспертизы, а именно: а) передача ее проведения другой группе специалистов; б) изменение инструкции; в) корректировка состава факторов; г) привлечение других экспертов. При любом исходе проводить повторную экспертизу прежним составом экспертов не рекомендуется. 8) При W>0,5 проверяется гипотеза о неслучайности согласия экспертов. Для этой процедуры используется критерий Пирсона (χ-квадрат), определяемый по формуле (21) где (k-1) - число степеней свободы. Расчетное значение коэффициента сравнивается с табличным, определенным при числе степеней свободы k-1. Если расчетное значение критерия Пирсона больше табличного, a W > 0,5, то это свидетельствует о наличии существенного сходства мнений экспертов, значимости коэффициента конкордации и неслучайности совпадения мнений экспертов, т.е. χp2> χT2 В примере χp2=0,57*8*3=13,68, а χТ2=11,3 (при уровне значимости 0,01), т.е. и результаты экспертизы могут быть признаны удовлетворительными и адекватными. 9) По сумме рангов ∆k производится ранжирование факторов (подсистем). Минимальной сумме рангов (∆k)min соответствует наиболее важный фактор, получающий первое место М=1, далее факторы располагаются по мере возрастания суммы рангов. Таким образом, по результатам априорного ранжирования рассматриваемые для данного предприятия факторы располагаются по влиянию на уровень работоспособности следующим образом: 1 место - обеспеченность производственной базой (∆k1=11); 2место-уровень механизации (∆k4=16) 3место - размер предприятия (∆k2=26) 4место-разномарочность парка (∆k3=27) 10) Для наглядного представления о весомости факторов может строиться априорная диаграмма рангов и определяются веса факторов по их влиянию на целевой показатель (αТ). При этом удельный вес фактора определяется по следующей формуле: где: М – место фактора по результатам ранжирования. В примере фактор, занявший первое место (М=1), имеет вес при k=4: ; второе q2=0,3; третье q3=0,2; четвертое q4=0,1. Естественно, что . Априорная диаграмма рангов позволяет предварительно отобрать наиболее действенные подсистемы. К ним в примере относятся те, у которых ∆k<∆ср=20. Преимущества априорного ранжирования: сравнительная прстота организации процедуры и оперативность получения результатов. Недостатки: большая зависимость результатов от качества организации экспертизы и подбора экспертов, т.е. определенная субъективность. Кроме того при оценке тех или иных факторов (мероприятий) для данной системы (предприятия, фирмы) эксперты пользуются своим прежним опытом или взглядами (именно поэтому экспертиза называется априорной). Рис. 20. Априорная диаграмма рангов
ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА «ДЕЛЬФИ» Название метода условно и связано с древнегреческим местом Дельфы, где был построен храм Аполлона, и раз в месяц прорицательница - Пифия предсказывала вопрошающим грекам будущее, а жрецы ее предсказания интерпретировали и от имени дельфийского оракула излагали в принятой тогда стихотворной иносказательной форме. В Греции считалось, что дельфийский оракул выражает волю бога Аполлона. С Дельфами связано первое своеобразное «тестирование» группы экспертов, которое провел две с половиной тысячи лет назад царь древнегреческой Лидии Крез. Он намеревался начать войну с Персией, но боялся это сделать без благоприятного для него совета оракула. Для выбора наиболее надежного «эксперта» Крез послал своих людей ко всем знаменитым оракулам, того времени. Всем посланцам было поручено на сотый день своего отправления задать оракулам одинаковый вопрос: что делает сейчас Крез, царь Лидии? Посланцы получили ответы оракулов и доставили их Крезу. Ответ дельфийского оракула в изложении жрецов гласил: «В море я капли сочту и на бреге Исчислю песчинки, Знаю, что мыслит немой, и слышу, Что молвит безгласный, Чую вкус черепахи, что варится Вместе с ягненком. Медь вверху и медь внизу, А они посредине». Этот ответ дельфийского оракула оказался единственным правильным, так как в этот день Крез вместе со слугами варил в медном котле мясо черепахи и баранину, о чем ни оракулы, ни его посланцы знать, естественно, не могли. Уверившись на этом тесте в надежности дельфийского оракула, Крез одарил храм Аполлона богатыми подарками и задал свой главный вопрос: переходить ли ему с войском реку Галис, которая разделяла тогда Лидию и Персию. Оракул ответил: «Крез, перейдя через Галис, разрушит великое царство». Крез в 540 г. до н. э. перешел реку Галис, начал войну с Персией, которая окончилась его полным поражением и бегством. Едва спасшись, Крез предъявил претензии дельфийским жрецам, которые ему ответили: «Знай Крез, что Аполлон не обманул тебя ни единым словом. Перейдя через Галис, ты разрушил великое царство - только не персидское, а свое собственное». В настоящее время метод Дельфи - это итерационная процедура, позволяющая подвергнуть мнение каждого эксперта критическому анализу со стороны всех остальных. Предположим, что перед группой экспертов, состоящей из 12 специалистов, поставлена задача оценки продолжительности выполнения определенного мероприятия, например, перевод парка автомобилей на газомоторное топливо (пример). Порядок применения данного метода следующий: 1) руководитель экспертизы индивидуально ставит задачу перед экспертами и получает их оценки, т.е. в рассматриваемом примере продолжительность реализации мероприятия; 2) при обработке оценки экспертов располагаются в порядке возрастания; 3) на шкале оценок наносятся квантили Q1, M=Q2, Q3 таким образом, чтобы число экспертов и оценок разделить на четыре равные доли. М - медианное значение результатов опроса экспертов, делящее их на две равные части. Иногда в качестве оценок принимается (вместо Q1), (вместо И), (вместо Q3). 4)после обработки данных каждому члену группы индивидуально сообщаются следующие результаты первого тура: Q1=12,5, М=17, Q3=21,5 мес. и предлагается во втором туре пересмотреть свою оценку, причем, если новая оценка больше 5)определяются результаты второго тура, и новые значения Q1’, M’ и Q3’ сообщаются всем экспертам. Как правило, после каждого тура дисперсия оценок сокращается. Обычно процедура продолжается 3-4 раза, после чего аргументы экспертов повторяются, а вариации оценок стабилизируются. В качестве группового мнения принимается медиана завершающего тура, т.е. Мзав. Точность метода Дельфи увеличивается с ростом числа экспертов и количества итераций и сокращается с увеличением интервала времени между турами и ответами членов группы. Преимущества данного метода - анонимность, оперативность, управляемая обратная связь, возможность оценки мотивации при изменении мнения эксперта. Основной недостаток метода - влияние мнения большинства на экспертов, давших крайние оценки (меньше Q1 и больше Q3) в последующих за первым туром итерациях. ОПРОСЫ И ИНТЕРВЬЮ Особенности этих методов состоят в том, что первичные оценки производят не специально выбранные эксперты, а участники процесса, например, потребители продукции и услуг, персонал предприятий и организаций. Наиболее распространённые цели опросов; • сбор недостающей при принятии решений информации; • как инструмент маркетингового анализа; • при оценке качества продукции, услуг и исполнителей. При опросах, которые проводятся, как правило, в форме анкет, реже интервью, важно регламентировать оценки, иначе полученные данные невозможно сопоставить и обработать. Обычно применяют следующие формы регламентации: • ранжирование, т.е. расположение в порядке убывания или возрастания выбранных показателей (первое, второе и т.д. места); • отнесение к определённым количественным или качественным обозначенным классам, например, пятибалльная или семибалльная: 1 - отличная оценка; 2 - очень хорошая; 3 - хорошая; 4 - средняя; 5 - ниже средней; 6 - плохая; 7 - очень плохая оценка. • альтернативная (да - нет; хорошая - плохая). Интервью - это способ прямого (контактного) получения определённой информации, которая, после соответствующей обработки используется для количественной или качественной оценки определённой ситуации, процесса, продукции, услуг и т.п. Интервью может быть свободным, без конкретного перечня вопросов, и стандартизованным. Рассмотрим, используя материалы М.Р. Феофановой, методологию проведения интервью при оценке качества персонала. В процессе прямого контакта между руководителем и работником собирается информация, которая затем может быть использована при решении следующих вопросов: • оценка результатов труда подчинённого за определённый предшествующий период; • выявление положительных и негативных сторон деятельности работника; • рассмотрение и обсуждение целей и задач системы (участок, отдел, цех, предприятие, организация и т.п.);
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |