КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономические предпосылки и исходная идея лизинга 3 страница
(27) Например, для ситуации А1 из таблиц имеем:
Аналогично для и т.д. Полученные таким образом результаты сводим в матрицу выигрышей. Из матрицы выигрышей следует, что оптимальной стратегией, обеспечивающей максимальный средний выигрыш, является стратегия А04, т.е. необходимо постоянно иметь на складе 3 агрегата. Иными словами, если организаторы производства будут каждую смену придерживаться четвертой стратегии, то за ряд смен в конечном итоге они получат следующий выигрыш: (b4)mах=1,5 условные единицы. Но это не означает, что в отдельные смены при различном сочетании А04 (3 агрегата на складе) и реальной потребности в агрегатах не может быть получен убыток, например, сочетание А4 П1.
Таблица 14 Матрица выигрышей при исходном (1) варианте
nj – необходимо иметь на складе исправных агрегатов ni – фактически имеется на складе исправных агрегатов 8) Полученные результаты по изменению выигрыша в зависимости от запаса агрегатов на складе (стратегий А) изображаем графически. 9) Определение экономического эффекта от использования оптимальной стратегии. Особенность выполненного расчета состоит в том, что учитывалась не только вероятность определенной потребности в агрегатах, но и последствия их наличия или отсутствия на складе. Поэтому экономическая эффективность может быть получена сравнением выигрыша при оптимальной стратегии с выигрышем , который может быть получен при поддержании на складе средневзвешенной потребности в агрегатах , когда последствия принимаемых решений не учитываются. (28) где nj - потребность в агрегатах на складе; qj - вероятность этой потребности. В примере: агрегата.
Рис. 21. Определение оптимального запаса агрегатов методами игровых ситуаций: 1 - при принятии решения в условиях риска (I вариант); 2 - принятие решений в условиях неопределенности с использованием максимального критерия; 3 - принятие решений в условиях риска при росте убытка от хранения невостребованного агрегата в два раза (V вариант); 4 - принятие решений в условиях неопределенности при равных вероятностях состояния производства (принцип Лапласа); 5 - принятие решений в условиях риска при росте дохода от своевременной замены агрегатов в два раза (II вариант) Принимаем целое значение средневзвешенной потребности n’с=2. Наличие на складе двух агрегатов соответствует стратегии А3, при которой обеспечивается средний выигрыш условные единицы. Таким образом экономический эффект при использовании оптимальной стратегии составляет: 10) Анализ полученных решений. Данные табл. позволяют сделать следующие практические выводы. Во-первых, определена оптимальная стратегия (А04), придерживаясь которой организаторы производства получают гарантированный выигрыш в 1,5 условные единицы. Очевидно, наличие на складе 3 агрегатов является заданным целевым нормативом для организаторов складского хозяйства предприятия ЦН = n4 = 3 агрегата. Как следует из рисунка, нецелесообразным является не только сокращение по сравнению с оптимальным, но и чрезмерное увеличение оборотного фонда. Необходимо еще раз отметить, что стратегия А04 является оптимальной при многократном ее применении, т.е. в среднем для повторяющихся ситуаций. Для разовых реализаций она может быть и неоптимальной. Например, при П1 (исходный вариант) она дает убыток, а для П5 прибыль будет меньше, чем при использовании стратегии А5. Во-вторых, выявлена зона рационального запаса агрегатов на складе, при котором предприятию гарантирован доход, т.е. > 0. Такой зоной является наличие на складе ni=3±1 агрегатов, что соответствует стратегиям А3, А04, А5. Эту зону следует рассматривать в качестве интервальной оценки целевого норматива для организаторов складского хозяйства. В-третьих, создается инструментальная база для определения размера материального поощрения предприятием организаторов складского хозяйства, которое должно быть пропорционально фактически полученному предприятием доходу от удовлетворения потребности в агрегатах. Очевидно, при поддержании на складе запаса в 3 агрегата материальное поощрение будет максимальным. Если на складе оказалось 2 агрегата, то размер материального поощрения сокращается пропорционально ∆ = 1,5 - 1,3 = 0,2, а при наличии на складе 4 агрегатов - еще больше ∆ = 1,5 - 1,1= 0,4. Наличие на складе менее 2 и более 4 агрегатов может привести к материальной санкции к организаторам складского хозяйства или партнерам (дилерам, дистрибьюторам). В-четвертых, используя данный метод, можно оценить влияние ряда факторов на выбор стратегии и величину выигрыша. Как следует из таблицы, изменение стоимости хранения агрегатов (b1) убытка или прибыли при наличии (b2) и отсутствии (b3) агрегата на складе в весьма значительных пределах (от 130 до 200%) мало влияет на рациональную стратегию, которая, таким образом, является устойчивой. Вместе с тем величина убытка или прибыли оказывает существенное влияние на конечный выигрыш организаторов производства. Таблица 15 Матрица выигрышей при изменении различных стоимостных затрат
Например, увеличение прибыли от своевременного обслуживания автомобилей в два раза (с b2=2 до 4) увеличивает максимальный выигрыш при оптимальной стратегии предприятия в 3,1 раза с 1,5 (1 исходный вариант) до 4,7 условных единиц. Если при этом возрастут в два раза и затраты на хранение агрегата, то максимальный выигрыш также увеличится по сравнению с исходным вариантом в 2,6 раза (с 1,5 до 3,9). Одновременно изменится и оптимальная стратегия. При удорожании стоимости хранения агрегатов на складе экономически выгодной будет стратегия А3, т.е. необходимо иметь на складе не 3, а 2 агрегата. Следовательно в условиях самоокупаемости особенно важным является правильное определение всех затрат, влияющих на выигрыш организаторов производства. Таким образом, сбор и использование информации о предполагаемых последствиях принимаемых решений позволяют выбрать из имеющихся альтернатив наилучшее решение, т.е. определить для соответствующей подсистемы обоснованный целевой норматив. Естественно, что в примере рассмотрен простейший вариант, иллюстрирующий суть и возможности метода. В практических приложениях было бы целесообразным учесть сезонные, месячные, а возможно, и дневные колебания спроса на ремонт, возможность сезонных колебаний стоимостей простоев автомобиля и цены избыточного запаса агрегатов, различное отношение клиентуры к цене простоя автомобилей в летнее и зимнее время и т.д. Все это представляется возможным оценить данным методом, изменяя соответственно заданные условия. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ Эти условия отличаются от принятия решений в условиях риска тем, что информация о состоянии природы П отсутствует (qj=?). В этом и состоит неопределенность задачи. Продолжим рассмотрение примера с теми же исходными данными (кроме qj). Наиболее распространены следующие методы принятия решений в условиях неопределенности при играх с природой. 1) Сведение неизвестных вероятностей qjк известным, т.е. переход к задаче принятия решений в условиях риска. Наиболее простой способ - это принцип недостаточного основания Лапласа, в соответствии с которым ни одному из j состояний природы Пj не отдается предпочтения и для них назначается равная вероятность, т.е. q1=q2=q3=…=qj=1/j для всех состояний. В соответствии с этим принципом для рассматриваемого по запасу агрегатов примера (j=5) все вероятности должны быть приняты равными 0,2. При этом оптимальной явится стратегия А5, т.е. необходимо иметь в обороте в среднем не 3, а 4 агрегата. Фактически вероятности состояний природы Пj существуют, но они неизвестны организаторам производства. Поэтому организаторы производства применили принцип Лапласа. Следовательно, применяя стратегию А5, организаторы производства получают средний выигрыш только условную единицу. Таким образом, отсутствие информации о вероятностях распределения действительной потребности в агрегатах для ремонта стоит содержания дополнительного агрегата в обороте, что соответствует потере 27% выигрыша (или 1,1 вместо 1,5) при оптимальной стратегии и известных вероятностях состояний Пj. 2) Еслиинформация о вероятности состояний Пj отсутствует, то события на основании ранее накопленного опыта могут быть ранжированы, т.е. расположены в порядке убывания (или возрастания) вероятностей, например, с использованием экспертного метода. При этом ранги переводятся в места и по формуле определяются вероятности. После определения вероятностей qj расчет проводится по методике принятия решений в условиях риска. 3) Если вероятности состояния системы Пj не могут быть определены или оценены рассмотренными способами, то применяют специальные критерии: максиминный, минимаксный и промежуточный. Максиминный критерий КI (Вальда) обеспечивает выбор стратегии Aj, при которой в любых условиях гарантирован выигрыш, не меньший максиминного:
Для определения такой стратегии по платежной матрице определяют для каждой стратегии организаторов Ai минимальный выигрыш αi, т.е. αi = min bij. Для этого в платежной матрице для каждой стратегии Аi просматривают строку данных и выбирают минимальный выигрыш. Например, для стратегии А1: αi = min b15= -12; для стратегии А5: α5= min b51 = -4 и т.д. Далее из минимальных значений выигрышей выбирают максимальный, которому и соответствует рациональная стратегия организаторов производства. Таким выигрышем является КI=-2, а ему соответствует стратегия А03, т.е. на складе надо иметь 2 агрегата. Эта стратегия, как следует из матрицы выигрышей, может обеспечить средний выигрыш 1,3 условные единицы или на 13% меньше, чем при наличии информации о состоянии природы. Действительно, если придерживаться выбранной стратегии А3, то выигрыш всегда будет равен или больше КI, т.е. b3j≥ КI; b31=-2=КI; b32=1>КI; b33=4>KI; b34 =1>KI; b35 =-2=KI. Этот критерий применяется при рискованных операциях на рынке, при освоении новых ниш на рынке товаров и услуг, апробации принципиально новых технологий и изделий большой стоимости. Минимаксный критерий КII (Сэвиджа) обеспечивает выбор такой стратегии, при которой величина риска будет минимальной в наиболее неблагоприятных производственных условиях: (29) Выбирая ту или иную стратегию поведения на производстве или рынке, организаторы производства рискуют. Применительно к рассматриваемой ситуации риск - это разница между максимальным выигрышем при известном состоянии производства (природы) и использовании оптимальной стратегии и неизвестном состоянии, когда могут быть применены другие стратегии Аi: (30) Для определения риска организаторов производства (сторона А) при применении стратегии Ai по платежной матрице рассчитывают выигрыш bij при заранее известном стороне А состоянии природы Пj. Например, если бы было известно, что в очередную смену потребуется при ремонте один агрегат (П2), то наибольший выигрыш АТП будет получен, если на складе имеется именно один агрегат (А2), т.е. b22 =(β2)max=2. Для каждой стратегии производства Пj (βi)max определяется просмотром столбцов платежной матрицы и выбором из них максимального значения bij. Это максимальные выигрыши при известном состоянии производства Пj. Но если фактическое состояние производства неизвестно (Пj=?), то ему может быть противопоставлена любая из стратегий организаторов производства Ai. Например, при стратегии A1 и П2 риск г12 = (β2)-b12=2-(-3)=5; при стратегиях А4 П2 риск г42 = (β2) - b42 = 2-0 = 2 и т.д. Полученные данные сводят в матрицу риска, в которой для каждой стратегии Ai определяют максимальный риск (последний столбец в матрице риска). Из всех стратегий организаторов производства выбирают ту, которая обеспечивает минимальное значение максимального риска. В примере такой стратегией является А5, т.е. надо иметь на складе 4 агрегата при КII=4. Таблица 16 Матрица риска
При минимаксной стратегии величина риска будет минимальной в наиболее неблагоприятных условиях, т.е. предприятие гарантировано от чрезмерных потерь. Действительно, если в условиях неопределенности придерживаться этой стратегии (А5), то минимальный выигрыш по платежной матрице составит α=-4. Для всех остальных стратегий производства Пj минимальный выигрыш будет больше. Следовательно, предприятие или предприниматель, используя этот критерий, застрахован от чрезмерных потерь. Действительно, при А5П2: b52 =-1>КII; при А5П3: b53 =2>KII;при А5П4: b54=5>КII; при А5П5: b55= 8>КII=-4. Критерий пессимизма-оптимизма KIII (Гурвица) ориентирован на выбор в качестве промежуточного между двумя рассмотренными стратегиями; (31) Коэффициент d устанавливается на основании опыта или экспертизы в пределах 0<d<1: причем чем серьезнее последствия принимаемых решений, тем больше d. При d=0 имеет место сверхоптимизм, а при d=1 критерий превращается в КI. Сравнение выбранных различными методами стратегий показывает, что в условиях неопределенности, применяя соответствующие методы и критерии, можно выявить стратегии, весьма близкие к оптимальным. Так, применительно к рассмотренному примеру все три выбранные различными методами стратегии А3, А4, А5 (иметь запас в 2, 3 и 4 агрегата) обеспечивают положительный, хотя и неравноценный выигрыш: 1,3; 1,5 и 1,1 условные единицы. Иными словами, для больших систем свойственно достаточно плавное протекание целевой функции, при котором вокруг оптимального решения образуется широкая зона рациональных решений, придающая устойчивость самой системе. ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ В конфликтных (антагонистических) играх сталкиваются две или несколько противоборствующих сторон, имеющих свои интересы и стремящихся улучшить свое положение за счет других. Например, борьба на ограниченном спросом рынке группы предприятий (АТП, СТО) за клиентуру. Обычно множественную игру стремятся свести к серии парных, в которых участвуют две стороны, условно называемые «нападающей» А и «обороняющейся» В. Нападающая сторона первой предпринимает определенные действия (выпуск новых изделий, услуг, изменение ценовой политики и т.п.) и стремится получить определенный выигрыш. Если выигрыш одной стороны равен проигрышу другой, то это игры с нулевой суммой. В конфликтных играх также строят платежные матрицы, но вместо стратегий Пj природы указываются стратегии противоборствующей стороны Bj. Если сторона В выбирает j-стратегию, она должна ориентироваться на максимальный проигрыш (βi)max, приведенный в последней строке платежной матрицы. Из всех максимальных выигрышей, естественно, сторона В должна выбрать минимальный minj max bij. Этот проигрыш стороны В будет верхним пределом выигрыша стороны А и называется верхней ценой игры (32) Фактическая цена конфликтной игры заключается в интервале α≤KIV≤β. (33) Принцип осторожности, вытекающий из предположения о разумности сторон, стремящихся в конфликтной ситуации достигнуть цели, противоположной цели противостоящей стороны, называется в теории игр принципом минимакса. Если нижняя и верхняя цены в конфликтной игре равны, т.е. α=β, то она называется игрой с седловой точкой, а цена такой игры КV=α=β называется чистой. Седловой точке соответствует пара минимаксных стратегий А0i и В0j, являющихся оптимальными, а их совокупность называется решением игры. Решение игры обладает следующим свойством: если одна сторона в конфликтной игре придерживается своей оптимальной стратегии, то для противоборствующей стороны нецелесообразно отклоняться от своей оптимальной стратегии. Любое отклонение от оптимальных стратегий или оставит результаты игры без изменения или ухудшит его для стороны, отошедшей от оптимального решения. Таким образом, чистая цена конфликтной игры с Седловой точкой KV определяет тот порог выигрыша, который в игре против разумного противника сторона А не может увеличить, а сторона В - уменьшить. Если верхняя и нижняя цены игры не равны, то сторона А может сформировать такую стратегию, которая дает выигрыш больше нижней цены, т.е. KIV>α. Это достигается применением так называемых смешанных стратегий. В смешанной стратегии варианты Ai имеют определенную вероятность и выбираются с помощью специального механизма (случайные числа, бросание монеты, извлечение № варианта из урны и др.) в случайном порядке. Это придает тактике стороны А гибкость, изменчивость, и сторона В не может знать заранее, с какой ситуацией ей придется столкнуться. Если стратегии Аi стороны А имеют вероятность, отличную от нуля, то они называются активными. Если одна из сторон в конфликтной игре придерживается своей оптимальной смешанной стратегии, то выигрыш остается неизменным и больше нижней цены игры КIV>α, независимо от действий противоположной стороны, придерживающейся своих активных стратегий. При формировании платежной матрицы, результаты сочетаний стратегий Ai Bj могут определяться не только денежным выигрышем, но и другими показателями. Например, изменением вероятности или времени достижения поставленной цели; увеличением (уменьшением) объемов предоставляемых услуг; изменением размера сектора рынка услуг, обслуживаемого данным предприятием, и т.д. ДЕЛОВЫЕ (ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ) ИГРЫ Возможность оценивать варианты решений, изменять входные данные, при необходимости упрощать ситуации позволяет использовать имитационное моделирование при обучении персонала и оценке его квалификации. Например: • При исследовании производительности СМО (постов, участков) участником деловой игры может реализовываться определенная дисциплина очереди: пропускать в первую очередь требования на ремонт автомобилей, дающих наибольший доход, или требования с малой продолжительностью обслуживания. • В многоканальных системах возможно перераспределение требований или исполнителей по постам. • С помощью комбинации ряда подобных моделей конструируют имитационные модели зоны, участка, цеха и предприятия. • Имитационные модели используются при проведении деловых игр. Деловые (хозяйственные) игры - это метод имитации принятия и реализации управленческих решений в различных производственных ситуациях. 1) При этом обучающемуся создают ту или иную управленческую или производственную ситуацию, из которой необходимо найти рациональный выход, т.е. принять решение. 2) Критерием является степень приближения решения к оптимальному (которое известна организаторам деловых игр) и время принятия решения. 3) Деловые игры проводятся по определенным правилам, регламентирующим поведение участников, их взаимодействие, критерии эффективности. 4) В роли датчиков, имитирующих реальные производственные ситуации, выступают ПЭВМ (человеко-машинная система), наборы, карточек случайных событий или ситуации, создаваемые организаторами деловой игры. 5) В деловых играх участвуют специалисты, которые в создаваемых имитационной моделью «производственных ситуациях» принимают решения. Деловые игры используются при обучении и оценке персонала и исследовании сложных производственных систем. 1) При обучении персонала они используются для иллюстрации, разъяснения определенных закономерностей, понятий и закрепления знаний; 2) Для программного и целевого обучения определенных специалистов, например, диагноста, оператора ЦУП и др.; 3) Для тренировки специалистов непосредственно на производстве. При обучении персонала деловые игры, как правило, разворачиваются в реальном масштабе времени. При исследовании производственных ситуаций применяется сжатый масштаб времени. Деловые игры позволяют осуществлять предварительный отбор кадров, так как при этом можно оценить способности, профессиональные навыки и знания кандидатов на определенные рабочие места и должности специалистов и управленцев.
9. Использование имитационного моделирования и деловых игр при анализе производственных ситуаций и принятии решений ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ Принятие решений в сложных производственных и рыночных условиях связано со следующими организационными и методическими трудностями. Во-первых, это традиционный дефицит информации и времени для принятия решения. Во-вторых, в реальном производстве большинство величин являются случайными с разными, а часто и неизвестными законами распределения, и взаимодействует, как правило, не две, а несколько случайных величин. Поэтому чисто аналитические расчеты затруднены или невозможны. В-третьих, опасность и большая стоимость проведения натурных экспериментов на реальной системе с целью оценки вариантов решений, так как система работает в реальном масштабе времени и взаимодействует с многочисленными партнерами и клиентурой потребителями продукции и услуг. В-четвертых, практическая невозможность обеспечения условий сопоставимости при натурном эксперименте, так как он предполагает сравнение двух или нескольких вариантов решений. При сравнении вариантов решений на двух или нескольких предприятиях невозможно обеспечить их равные условия, так как абсолютно сопоставимые аналоги (другие АТП, СТО и т.д.) отсутствуют. Последовательное сравнение нескольких решений на одном производстве также затруднено из-за неминуемого изменения во времени других факторов, влияющих на показатели эффективности, например, спрос на услуги, цены, условиях эксплуатации. В этих условиях при принятии решений можно применять методы исследования и оценки систем на моделях.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |