КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономические предпосылки и исходная идея лизинга 4 страница
Модель - это упрощенная форма представления реальных производственных или рыночных процессов и взаимосвязей в системе, позволяющая изучить, оценить и прогнозировать влияние внешних факторов и составляющих элементов (подсистем) на поведение системы в целом, т.е. изменение целевых показателей. Модели могут быть физическими, математическими, логическими, имитационными и др. При решении технологических и организационных задач, когда действует много факторов, в том числе и случайных, информация не полная, распространение получил метод имитационного моделирования. Имитировать - значит вообразить, постичь суть явления, не прибегая к физическим экспериментам на реальном объекте. Имитационное моделирование - это процесс конструирования модели реальной системы и постановка эксперимента на этой модели с целью: • понимания механизма функционирования системы и взаимодействия подсистем; • выяснения характера реакции системы на изменение внешних факторов; • сравнительной оценки различных стратегий функционирования системы; • оценки показателей эффективности системы (целевых показателей). Имитационное моделирование может производиться: вручную и на ПЭВМ. Процесс имитации включает следующие основные этапы: 1)Описание системы, т.е. установление внутренних взаимосвязей, границ, ограничений и показателей эффективности системы, подлежащей изучению. 2)Конструирование модели - переход от реальной системы к определенной логической схеме, отображающей процессы, происходящие в системе, 3)Подготовка и отбор данных, необходимых для построения и работы модели. 4)Трансляция модели, включающая описание модели на языке, используемым ЭВМ. 5)Оценка адекватности, позволяющая судить о корректности выводов, полученных на модели, для реальной системы. 6) Планирование экспериментов; объемов, последовательности. 7) Экспериментирование, заключающееся в реализации на модели имитации реальных процессов и получение необходимых данных. 8) Интерпретация - получение выводов по результатам моделирования. 9) Реализация - практическое использование модели и результатов моделирования при принятии решения для реальной системы. ПРИМЕНЕНИЕ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ Рассмотрим пример использования имитационного моделирования при определении оптимальной периодичности технического обслуживания, обеспечивающей заданную величину риска Fg в условиях вариации наработки на отказ (xi) и фактической периодичность ТО (lj). 1. Характеристика имитируемой системы и поставленной задачи. • В процессе работы группы автомобилей возникают отказы конкретного узла, механизма автомобиля, наработка которых xi, случайна и подчиняется одному из законов распределения; f(x); xср; vx; σx. • По данному узлу, механизму может выполняться предупредительное техническое обслуживание с установленной плановой периодичностью l1. • В реальных условиях периодичность ТО lj главным образом из-за изменений среднесуточного пробега автомобилей так же имеет некоторую вариацию и характеризуется законом распределения f(l), lср = l1, σ1 и v1. 2. Если периодичность определяется по допустимому уровню безотказности, то задача формулируется следующим образом. Необходимо определить оптимальную периодичность ТО l0, при которой: • вероятность безотказной работы будет не ниже заданной, т.е. R>Rg; • вероятность отказа (риск) - меньше допустимого, т.е. F< Fg. Моделью процесса в данном примере является формула риска (вероятность отказа): (34) где n0 - число зафиксированных при моделировании случаев отказов при установленной периодичности ТО; n - общее число случаев. 3. Суть имитационного моделирования в данном случае состоит • во-первых, в предварительном выборе исходной периодичности ТО ; • во-вторых, в многократном воспроизводстве двух случайных событий, называемых реализацией: xi - наработки на отказ; li - фактической периодичностью ТО; • в-третьих, в их сопоставлении и фиксации события: - отказ при хi<lj; - выполнение ТО при хi≥lj; • в-четвертых, в определении фактической вероятности отказа Fфпри заданной периодичности l1; • в-пятых, в сравнении фактической и заданной Fg вероятности отказа. Если Fф≤Fg, то выбранная периодичность принимается. При Fф>Fgмоделирование повторяется при новой периодичности ТО 4. Последовательность построения модели и моделирования (на примере определения периодичности ТО); 1) Графическое или аналитическое представления схемы взаимодействия случайных величин xi и lj. 2) Формирование массивов данных случайных величин; • функции распределения случайной величины - f(x) и f(l); • набора чисел (банк), характеризующих совокупность случайных величин (таблицы, гистограммы, карточки). 3) Определение критериев отбора: хi>lj - фиксируется выполнение ТО; хi<lj -фиксируется отказ; 4) Назначается первый вариант периодичности ТО: 1. Реализация №1 x1 и l1 x1 < l1 отказ
2. Реализация №2 x2 и l2 x2 > l2 ТО
Рис. 22. Схема взаимодействия случайных величин при определении периодичности ТО
Например: Общее число случайных величин х4 в массиве будет n*F4. При n=100 и F4=0,25, n*F4=25. Рис. 23. Схема формирования банка данных по закону распределения случайных величин
5)Назначаем уровень риска Fg 6) Построение модели имитационного моделирования Массив данных хi Массив данных lj
Рис. 24. Схема имитационной модели определения периодичности ТО 7) Изъятие из массивов в случайном порядке пары случайных величин - реализация xi и lj; 8) Сравнение и классификация реализации на: • приведших к отказам xi < lj; • обеспечивающие ТО xi > lj. 9) Возврат случайных величин данной реализации в массивы. 10)Множественное повторение имитации - n раз. 11)Определение числа ТО - nто и отказов – nо. 12)Расчет по результатам имитационного моделирования фактической вероятности отказа (риска) при первом варианте периодичности ТО: (35) 13) Сравнение фактического риска с назначенным: F(l1)≤Fg - принимается исходная периодичность ; 14) Если F(l1)>Fg, необходимо выбрать новую периодичность и повторить позиции 5-13 процедуры моделирования до получения заданных условий, т.е. F(l1)≤Fg.
ДЕЛОВЫЕ (ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ) ИГРЫ Возможность оценивать варианты решений, изменять входные данные, при необходимости упрощать ситуации позволяет использовать имитационное моделирование при обучении персонала и оценке его квалификации. Например: • При исследовании производительности СМО (постов, участков) участником деловой игры может реализовываться определенная дисциплина очереди: пропускать в первую очередь требования на ремонт автомобилей, дающих наибольший доход, или требования с малой продолжительностью обслуживания. • В многоканальных системах возможно перераспределение требований или исполнителей по постам. • С помощью комбинации ряда подобных моделей конструируют имитационные модели зоны, участка, цеха и предприятия. • Имитационные модели используются при проведении деловых игр. Деловые (хозяйственные) игры - это метод имитации принятия и реализации управленческих решений в различных производственных ситуациях. 1) При этом обучающемуся создают ту или иную управленческую или производственную ситуацию, из которой необходимо найти рациональный выход, т.е. принять решение. 2) Критерием является степень приближения решения к оптимальному (которое известна организаторам деловых игр) и время принятия решения. 3) Деловые игры проводятся по определенным правилам, регламентирующим поведение участников, их взаимодействие, критерии эффективности. 4) В роли датчиков, имитирующих реальные производственные ситуации, выступают ПЭВМ (человеко-машинная система), наборы, карточек случайных событий или ситуации, создаваемые организаторами деловой игры. 5) В деловых играх участвуют специалисты, которые в создаваемых имитационной моделью «производственных ситуациях» принимают решения. Деловые игры используются при обучении и оценке персонала и исследовании сложных производственных систем. 1) При обучении персонала они используются для иллюстрации, разъяснения определенных закономерностей, понятий и закрепления знаний; 2) Для программного и целевого обучения определенных специалистов, например, диагноста, оператора ЦУП и др.; 3) Для тренировки специалистов непосредственно на производстве. При обучении персонала деловые игры, как правило, разворачиваются в реальном масштабе времени. При исследовании производственных ситуаций применяется сжатый масштаб времени. Деловые игры позволяют осуществлять предварительный отбор кадров, так как при этом можно оценить способности, профессиональные навыки и знания кандидатов на определенные рабочие места и должности специалистов и управленцев.
10. Жизненный цикл и обновление больших технических систем ПОНЯТИЯ О ЖИЗНЕННОМ ЦИКЛЕ СИСТЕМЫ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ Развитие экономики связано с постоянным обновлением товаров, изделий и услуг. Любое изделие или услуга зарождаются в ответ на потребности общества, воспроизводятся в течение определенного времени, со временем устаревают, заменяются более совершенными и постепенно изымаются из сферы эксплуатации (применения). Обычно рассматривают жизненные циклы: • Больших систем, например, парк автомобилей определенной модели. • Элементов больших систем, например, конкретного автомобиля. 1. Полный жизненный цикл большой системы, охватывающий науку – технику – производство – эксплуатацию – списание - утилизацию, включает следующие основные этапы: 1) Возникновение идеи нововведения на основании осознания потребностей рынка и потребителя, научного предположения, гипотезы или открытия. Например, идея применения газомоторного топлива на транспорте, диктуемая возможным дефицитом жидкого топлива и экологическими требованиями. 2) Выдвижение теории, а применительно к техническим, технологическим и организационным решениям - концепции проекта, затем бизнес-плана, т.е. известной комбинации существующих и новых знаний, методов, технологических и других приемов, которые могут дать необходимый эффект. На этом этапе определяются схемы соответствующих решений, предполагаемый потребитель и 3) Проверка теории или концепции проекта путем лабораторного эксперимента, демонстрирующего правильность теории или принципиальную осуществимость проекта. 4) Лабораторная или опытная проверка, обеспечивающая получение полезного эффекта в принципиально пригодной для практического использования форме. Это может быть модель технического устройства, образец материала, процесс, пробная услуга и т.д. 5) Эксплуатационные испытания или рыночная апробация, демонстрирующие работоспособность нового технического средства или процесса, возможность достижения заданных целевых нормативов. Для услуг проверяется их восприимчивость и востребованность потенциальным потребителем и уточняется возможный спрос. На основании этого этапа определяются направления доработки или переработки изделия или услуги, уточняются требования к сфере эксплуатации. Например, применительно к газомоторному топливу: создание сети газозаправочных пунктов, переоборудование автомобилей, приспособление производственно - технической базы к обслуживанию газобаллонных автомобилей, подготовка персонала и др. 6) Промышленное (рыночное) внедрение, означающее начало производства нового технического средства или предоставления новой услуги, характеризующее готовность к их практическому применению и гарантирующее получение заданных целевых нормативов эффективности, масштабов применения и др. 7) Широкое внедрение нововведений, позволяющее оценить действительный эффект и рыночную нишу с учетом ряда факторов, которые невозможно было полностью учесть на начальных стадиях, и полностью подготовить эксплуатационную инфраструктуру. 8) Постепенная замена (вытеснение) предшественников (изделия, услуги, технологии) нововведениями - формирование новой или обновленной большой системы. 9) Устаревание нововведения, вывод из эксплуатации старых элементов системы и их постепенная замена нововведениями следующего поколения. 10) Утилизация и частичное вторичное использование подсистем и элементов старой системы. Жизненный цикл большой системы - парка автомобилей может составить 25-30 лет. 2. Жизненный цикл элементов системы проще и короче жизненного цикла самой системы. Например, жизненный цикл элемента большой системы (автомобильного парка) –,автомобиля, складывается из его приобретения и обкатки; перевозочного процесса; хранения, технического обслуживания и ремонта; модернизации (при необходимости); списания (перепродажи) и утилизации. Показателем жизненного цикла элемента является его ресурс, т.е. наработка (часы, км) до списания или реализации. Жизненный цикл элемента системы составляет на примере автомобилей в среднем 7-12 лет, в течение которых технико-эксплуатационные показатели постепенно ухудшаются. Обобщающим показателем качества подержанных автомобилей является их рыночная цена, которая по отношению к новым автомобилям семейств ВАЗ в определённый календарный период (год, месяц) составила по годам эксплуатации (%): 2-ой год - 85...88; 4-й - 70...74; 6-ой - 60...63; 8-й - 50...53; 10-й - 38...44; 12-й - 30...37; 14-й - 25..-30 %. Затраты на приобретение легкового автомобиля «second hand» в США за последние 5 лет составили в среднем 68-70 % от нового при средней продолжительности владения новым легковым автомобилем 4,9 года. Таким образом: • во-первых, обновление большой системы происходит через многократные замены ее элементов; • во-вторых, чем чаще заменяются элементы, тем «моложе» их совокупность в большой системе; • в-третьих, чем «моложе» элементы, т.е. эффективнее, большая система. Следовательно, эффективность большой системы во многом определяется эффективностью ее элементов. А эффективность элементов системы зависит от трёх основных факторов: 1) начального уровня технико-экономических свойств; 2) темпов снижения технико-эксплуатационных свойств элемента при его старении, т.е. увеличении наработки с начала эксплуатации; 3) сроков службы элемента; Таблица 17 Технико-эксплуатационные показатели работы автобуса на городских маршрутах
Таким образом, мы подошли к понятию возрастной структуры системы, например, парка транспортных средств. ВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА И РЕАЛИЗУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА СИСТЕМЫ И ЕЁ ЭЛЕМЕНТОВ Рассмотрим эти понятия на характерном для больших систем примере автомобилей и парков. 1. ВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА ПАРКА В любом парке эксплуатируются элементы (автомобили), имеющие различную наработку с начала эксплуатации от новых до изделий, подлежащих списанию. Наработка может исчисляться временем t (часы, месяцы, годы), в циклах, объёмами выполненной работы, километрами пробега (L) и т.д. Обычно при анализе весь парк разбивается по наработке с начала эксплуатации до списания (tсп, Lсп) на «возрастные группы» и определяется количество элементов например, автомобилей (Аi), принадлежащих к конкретной возрастной группе j (от j=1, до jсп) в календарный момент времени i (например, на 1.01. 2001 г.). Привязка к календарному времени необходима, т.к. состав возрастных групп может меняться по времени от соотношения постановки (Aпi) списания (Аспi), влияя, таким образом, на размеры групп (Аij). Таблица 18 Возрастная структура крупного московского автобусного парка (i=2000 г.)
Таким образом, под возрастной структурой автомобильного парка понимается количественное или процентное распределение его автомобилей по имеющимся возрастным группам. Специалисту необходимо знать и следить за возрастной структурой парка по следующим причинам: 1) она не постоянна и изменяется во времени в зависимости от соотношений поставок и списания автомобилей; 2) при увеличении наработки автомобиля с начала эксплуатации большинство его технико-эксплуатационных свойств ухудшается: • надежность; • производительность; • экологическая и дорожная безопасность; • топливная экономичность и т.д. 2. РЕАЛИЗУЕМЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЭЛЕМЕНТА СИСТЕМЫ Потребителя интересуют не только начальные значения показателей качества, но и то, как они изменяются по мере эксплуатации изделия. Реализуемый показатель качества элемента системы Пkj(t,L) - это средний показатель конкретного его свойства, определённый за заданную наработку (36) где Пkj— показатель качества элемента j-той возрастной группы; nj - число возрастных групп, для которых определяется Пkj. Если доходы автобуса за 100 тыс. км принять за 100%, то за весь срок службы средние доходы составят;
Для первых трёх возрастных групп этот показатель равен 94%. 3. РЕАЛИЗУЕМЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ПАРКА КАК СИСТЕМЫ Реализуемый показатель качества парка определяется реализуемыми показателями качества элементов различных возрастных групп (Пkj), формирующих парк, и возрастной структурой парка в момент i: (37) где jсп - последняя возрастная группа, подлежащая списанию. При определенных свойствах автомобиля как подсистемы, т.е. значениях Пj, tсп реализуемый показатель качества автомобиля постоянен =const, а для парка (системы) он зависит от его возрастной структуры aij, т.е. ≠const. На этом основано управление реализуемыми показателями качества парка. 4. СРЕДНЯЯ НАРАБОТКА ЭЛЕМЕНТОВ ПАРКА С АЧАЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ Кроме распределения парка по возрастным группам возрастную структуру характеризует также средний возраст ( ) и средний пробег ( ) автомобилей парка с начала эксплуатации на момент i. Средний возраст парка в момент времени i равен: (38) где Tj - середина интервала j-й возрастной группы автомобилей. УПРАВЛЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ СТРУКТУРОЙ ПАРКА Средний возраст и возрастная структура (ВС) парков отдельных АТП могут существенно изменяться за небольшие промежутки времени, что не может не отразиться на показателях эффективности работы парка в целом и потребных ресурсах: коэффициенте технической готовности и производительности автомобилей, потребности в рабочей силе и базе, запасных частях, т.е. возрастная структура парка влияет на работу ИТС и автомобильного транспорта в целом. Поэтому необходимо, во-первых, прогнозировать характер изменения возрастной структуры парка, во-вторых, уметь управлять возрастной структурой. Под управлением возрастной структурой парка понимается ее прогнозирование и такое целенаправленное изменение, которое обеспечивает получение в необходимый момент времени i заданных реализуемых показателей качества парка . В общем случае на формирование возрастной структуры парка влияют следующие основные факторы: а) исходная возрастная структура, т.е. распределение парка по возрастным группам j в начальный момент i=1: a11, а12, а13,... а1j; б) размер поставки новых автомобилей в момент в) размер списания автомобилей - АСПi. Отношение размера поставки к размеру парка в i-м году называется коэффициентом пополнения ri: (39) Отношение размера списания к размеру парка в i-м году называется коэффициентом списания или выбытия bi: (40) При ri=bi имеет место простое восстановление, а при ri > bi, расширенное, т.е. парк автомобилей постоянно увеличивается. При ri < bi происходит деградация, т.е. сокращение размера парка. МЕТОДЫ РАСЧЁТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВС. Методы расчета возрастной структуры парка зависят от принятого способа списания и поставки изделий: Дискретное списание - по достижении установленной или принятой в данном предприятии наработки (срока службы tсп или пробега) происходит списание или продажа в другие руки автомобиля вне зависимости от его технического состояния или показателей работы. Такая схема распространена при интенсивной эксплуатации в условиях повышенных требований к надежности (междугородные и международные перевозки, пассажирские перевозки, экстренная доставка ценных грузов и т.д.); Случайное списание характеризуется вариацией фактической наработки до списания f(t). По этой схеме списание производится на основании контроля за определенными показателями работы автомобиля, например, по изменению производительности, уменьшению прибыли, накопленному расходу запасных частей и т.д.
Рис. 25. Распределение наработки до списания легковых (1) и грузовых автомобилей большой грузоподъемности (2) автомобильного парка США
ЛИЗИНГ КАК МЕТОД ОБНОВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПОНЯТИЕ О ЛИЗИНГЕ Цены на современное транспортное, технологическое, строительное и др. оборудование достаточно высокие. Например, цены на некоторое транспортное и технологическое оборудование составляют, тыс. долл.: • городской автобус 120-170; • международный автопоезд 100-150; • тормозной стенд 25-37; • многокомпонентный газовый анализатор 10-12 тыс. долл. Поэтому приобретение нового оборудования для многих не только мелких, но и крупных транспортных и сервисных фирм является серьезной финансовой проблемой. Для ее решения помимо прямого кредита на приобретение нового оборудования применяют главным образом два метода. Во-первых, приобретение уже проработавших определенное время у первого владельца автомобилей во вторые руки ("second hand"). Он основан на том, что рыночная цена таких автомобилей, особенно после первых одного-двух лет эксплуатации, падает в условиях прогрессивной амортизации и насыщенного автомобильного рынка значительно интенсивнее (15...25%), чем технико-эксплуатационные свойства (3...7%). Основной недостаток этого метода - отсутствие фактической и юридической гарантии качества и надежности автомобиля "second hand". Во-вторых, использование лизинга при обновлении и расширении парка. Лизинг - это долгосрочная аренда дорогостоящего оборудования, при которой сторона, получающая оборудование (лизингополучатель или арендатор), пользуется этим оборудованием сразу после подписания контракта, а погашает его стоимость не сразу, а постепенно частями. С помощью лизинга хозяйствующие субъекты в условиях недостаточности финансовых ресурсов могут приобрести в рассрочку (за счет денежных средств лизингодателя) основные производственные фонды, здания, сооружения, современное высокотехнологичное оборудование. В условиях ограниченности собственных ресурсов для закупки основных средств, лизинг является эффективным способом обновления морально устаревшего оборудования. А начинающим хозяйствующим субъектам Лизинг позволит стартовать с применением новейших технологий и на равных конкурировать с другими уже стоящими на ногах товаропроизводителями.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |