Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие элементов логического мышления




Настоящая программа предполагает дальнейшее ознакомление старших дошкольников с понятийными отношениями, обучение моделированию этих отношений, развитие логических форм мышления.

В работе по этой программе можно выделить три части.

В первой части дети продолжат знакомство с новыми, более сложными отношениями между понятиями (по сравнению с отношениями несовместимости, соподчинения и подчинения) — отношениями пересечения объемов понятый. (Моделировать эти отношения позволяют знакомые детям круги Эйлера.) Сущность и сложность этих отношений за­ключаются в том, что объем одного или нескольких видовых понятии входит в объемы двух других родовых понятии. Например, понятие «лошадь» по объему входит и в понятие «дикие звери», и в понятие «домашние звери».

 

С помощью кругов Эйлера эти отношения моделируются как два пересекающихся круга. Первый круг обозначает родовое понятие «дикие звери», второй круг — родовое понятие «домашние звери», в область пересечения входит видовое понятие «лошадь». (Особенности построения кругов Эйлера сохраняются.) При обучении используется та же последовательность занятий, что и при обучении детей работе с отношениями подчинения, соподчинения и несовместимости. Сначала воспитатель строит модель на основе проведенной детьми классификации наглядного или словесного материала и объясняет значение модели — пересекающимися кругами обозначены родовые поня­тия, объемы которых пересекаются, а часть видовых понятии (круги меньшего размера) относится и входит в объёмы родовых понятии.

На следующих занятиях дети после классификации наглядного материала сами будут строить модель отношений между понятиями, включающими отношения пересечения.

Вторая часть обучения включает задания, на которых дети будут знакомиться с другим способом графического отображения понятийных отношений при помощи «классификационного древа».

Этот тип модели имеет ряд структурных особенностей: родовое понятие изображается верхней точкой, видовые понятия - точками, расположенными ниже. Связи между понятиями отображаются линиями, соединяющими родовые понятия с видовыми.

Например, модель отношений между понятиями «человек», «мужчина», «женщина» будет выглядеть так:

 

Усвоение этой формы модели происходит с опорой на предварительно построенную модель тех же отношений в форме кругов Эйлера. Знакомая детям модель позволит выделить отношения между понятиями, которые им предстоит отобразить посредством классификационного древа, соотнести новую форму модели со знакомой и понять структуру классификационного древа.

Третья часть направлена на углубление понимания детьми структур обеих форм модели и совершенствование умения использовать любую из них для решения логичес­ких задач.

В целях обучения детей пониманию отношений между понятиями по содержанию применяется разработанная и использованная ранее система схематических обозначений содержаний понятии.

Первые несколько занятий необходимо посвятить по­вторению пройденного детьми в первый год обучения, проверить успешность самостоятельного построения модели понятийных отношений в форме кругов Эйлера.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.