Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С художественной литературой




Развитие речи и ознакомление

В процессе занятий по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в подготовительной к школе группе с умственно одаренными детьми продолжается работа по тем же основным направлениям, что и в старшей группе.

Первое направление: ознакомление детей с художественной литературой. Как и в старшей группе, произведе­ния подобраны таким образом, что они знакомят детей с разными сторонами действительности, произведениями — продуктами человеческой культуры, явлениями живой и неживой природы, миром человеческих отношений, миром собственных переживаний. Предлагаемая литература расположена по усложнению содержания, с одной стороны, и по некоторому соответствию содержания временам года, с другой. Эта работа в основном проводится в свободное от

занятий время во вторую половину дня. Одна из основных линий работы —развитие эмоциональной отзывчивости на произведения детской литературы.

Литература подбирается по хрестоматиям и книгам, адресованным детям дошкольного возраста. Естественно, что для детей подготовительной группы рекомендуются более сложные произведения, чем для детей старшей группы. Однако вполне допустимо повторение произведений, прочитанных в старшей группе, их обыгрывание и обсуждение. Часть произведений может быть рекомендована для чтения дома.

Так же, как и в старшей группе, особое внимание при работе с умственно одаренными детьми уделяется не усложнению содержания литературы, а пониманию и проживанию прочитанного. Это достигается, прежде всего, путем собственного выразительного чтения детьми произведений или их частей, разыгрывания в играх-драматиза­циях, обсуждения отдельных произведений.

Второе направление: освоение средств литературно‑речевой деятельности. Как и в старшей группе, сюда включается ознакомление детей со средствами художест­венной вы разительности; овладение лексической и грамматической культурой; развитие связной и выразительной речи. В силу того, что умственно одаренные дети отличаются, как правило, высоким уровнем развития речи, основное внимание уделяется созданию ситуаций, требую­щих от детей развернутых и выразительных рассказов (пересказ сказок, беседы, сочинение собственных произведений). Кроме того, уделяется внимание обогащению речи средствами художественной выразительности.

По этому направлению осуществляется следующая работа.

— Ознакомление детей со средствами художественной. выразительности. В старшей группе с детьми уже проводилась специальная работа по развитию умения использовать в своей речи эпитеты, обозначающие как наглядные (цвет, форма, величина, материал), так и ненаглядные (грустный, веселый, добрый) свойства объектов. Кроме того, с детьми проводилась работа по ознакомлению со сравнениями, антонимами и синонимами.

В подготовительной группе продолжается и углубля­ется работа по ознакомлению детей с указанными средствами художественной выразительности. Эти средства выделяются в произведениях художественной литературы, а также используются детьми в специальных играх, упражнениях в ответах на вопросы (как часть занятий).

— Построение развернутых ответов на вопросы по содержанию прочитанного и рассказов самого ребенка. Сюда включается пересказ прочитанного, рассказывание придуманных эпизодов знакомых сказок и сочинение собственных.

В подготовительной к школе группе особое внимание уделяется рассказыванию по представлению, без опоры на предметы (картинки, игрушки).

Сюда же включаются беседы с детьми на интересую­щие их темы; обсуждение событии, происшедших дома и в детском саду.

— Эмоционально выразительное чтение и рассказыва­ние. С одной стороны, это заучивание и чтение отдельных стихотворений, с другой - участие в драматизации произведений детской художественной литературы, тре­бующее от детей интонационной и мимической вырази­тельности.

В подготовительной группе детям даются для драматизации более сложные произведения, и от них требуется большая самостоятельность при организации игр-драматизаций и исполнении более сложных индивидуальных ролей.

Третье направление: развитие умственных способнос­тей на материале ознакомления с детской художественной литературой. Сюда входят задания, направленные на развитие мышления и воображения детей. Эти задания могут быть сгруппированы следующим образом.

— Развитие у детей умения самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе. При этом если в старшей группе дети выполняли задания такого типа в основном в процессе совместной деятельности (составляли одну общую модель сказки), то в подготовительной группе эта работа осуществляется как в совместной деятельности, так и индивидуально (каж­дый ребенок составляет собственную модель). На завершающем этапе осуществляется переход к планиро­ванию пересказа сказки без помощи наглядной модели и последовательному пересказу без опоры на внешние вспомогательные средства.

— Развитие умения строить и использовать простран­ственные модели при планировании и проведении игр-дра­матизаций. В подготовительной группе от планирования игры с опорой на заместители дети переходят к планиро­ванию в умственном плане и самостоятельному распределению ролей, расстановке действующих лиц и «декораций» на игровой площадке.

— Развитие способности к реализации образов вооб­ражения при создании целостных произведений на основе использования заместителей предметов и наглядных пла­нов-моделей. По сравнению с подобными занятиями в старшей группе в подготовительной группе проходит их усложнение: вводится большее количество заместителей, заместители меняются по своим параметрам (цвет, форма, величина), увеличивается количество эпизодов в сказке.

В основном все задания на развитие воображения в подготовительной группе направлены на формирование у детей умения свободно комбинировать образы отдельных объектов и целостных сюжетов, наполнять новые образы различными деталями.

Предполагается, что по окончании занятий дети смогут сочинять достаточно оригинальные, сюжетно оформленные истории и сказки на любую тему.

— Активное использование понимания обобщенного смысла сказок в собственном творчестве. Если в старшей группе дети подходили к пониманию обобщенного смысла сказок и отдельных персонажей в знакомых произведениях, то теперь дети начинают использовать подобные обобщения в собственных сочинениях (сказки про дружбу, про хитрость и т. п.).

Большинство занятий в подготовительной группе, как и в старшей, проводится по подгруппам. Используются самые разные формы организации детей: слушание сидя, работа за столиками, перемещения по комнате в ходе игр-драматизаций и игровых упражнений.

Так же, как и в старшей группе, используется литературно-игровая деятельность, в процессе которой дети «проживают» ситуацию сказки, выполняя при этом различные развивающие задания. С этой целью в занятия

вводятся такие персонажи, как Баба Яга и Сказочник. занятия такого типа следует гибко изменять, чтобы они не надоедали детям, но поддерживали их интерес к литературно-художественной деятельности.

Если воспитатель не может найти указанные в программе произведения, он может заменить их другими, подходящими к основным направлениям работы с детьми и возрастным возможностям детей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.