КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ознакомление с природой
Основным принципом работы остается выявление взаимосвязи живой и неживой природы. Однако в подготовительной группе она раскрывается на ином материале, охватывающем такие разделы биологии, как систематика и эволюционное учение. Это позволяет не только увидеть приспособленность растений и животных к современным условиям обитания, но и выявить общее и различия между ними, определить их родство, понять их происхождение. Такой подход раскрывает перед детьми взаимосвязи и единство всего живого на Земле, в том числе и человека как части природы, дает реальную опору и смысл экологическому воспитанию. Преемственность программ осуществляется как в содержании, так и в средствах обучения. Средства обучения усложняются от условных обозначений к моделям (типа логического древа и пространственно-временной модели). Они связывают ознакомление с природой с развитием пространственных представлений и логикой, так как и в этих разделах используются такие модели, как карта, глобус, логическое древо и т. д., что делает всю программу взаимосвязанной и пронизанной единой идеей развития. Программа состоит из трех разделов. В первом разделе продолжается знакомство с картой и глобусом, условными обозначениями на них. Дети узнают о различных оболочках Земли (гидросфере, литосфере, атмосфере), их условных обозначениях, разбирают заселенность каждой из них, выясняют причины неравномерности распространения жизни в них. Этот раздел связан с уже имеющимися знаниями детей о пространственных моделях (плане, карте и т. д.). Следующий раздел включает в себя продолжение материала о многообразии живой природы и ее зависимости от факторов внешней среды, но растения и животные рассматриваются в нем с точки зрения классификации, выделения существенных признаков в строении и объединении в классы по этим признакам. Дети придумывают условные обозначения, соответствующие основным особенностям строения изучаемых растений и животных, составляют модели, соответствующие таким систематическим единицам, как типы, классы, отряды. В третьем разделе дети узнают историю происхождения и многообразия живой природы, рассматривая эволюцию жизни на Земле с точки зрения дарвинизма. Они учатся переводить временную последовательность изменения видов в пространственную модель эволюционного древа. Основной задачей работы является выделение усложнения в строении растений и животных, позволявшего нм становиться все более приспособленными к условиям жизни, установление закономерностей изменения низко и высоко организованных живых организмов. Заключительные занятия показывают связь человека с животным миром, единство происхождения человеческих рас, их приспособленность к различным условиям жизни. В подготовительной группе осуществляются два типа работы: эксперимент и наблюдение. В описываемых занятиях дети больше экспериментируют, самостоятельно и под руководством педагога разбирают и анализируют различные объекты растительного и животного мира, устанавливают связи и зависимости между ними, изображают их в виде условных обозначений и моделей. Важны и наблюдения, проводимые вне занятий. Желательно иметь в детском саду небольшой живой уголок с такими животными, как хомяки, птицы, черепахи, аквариум с водорослями, моллюсками и рыбами. Необходимо, чтобы дети ухаживали за своими питомцами, наблюдали за ними во время кормления, уборки и т. д. желательны экскурсии по участку, парку, в зоопарк, зоологический и палеонтологический музеи, в ходе которых дети будут рассматривать различные растения и животных, отмечать особенности их строения и жизни. Необходимо дать детям задание на лето: собрать гербарий, наблюдать за растениями и животными в лесу, на лугу, в пруду или на речке, на ферме. Это поможет и воспитателю при подборе материала для занятий. Интересной для детей формой работы могут стать дидактические игры, в ходе которых дети берут на себя роль какого-либо животного, изображают его привычки, особенности строения; группа наблюдает за этим «животным» и угадывает, кто это. Выигрывает тот ребенок, который более правдоподобно показал животное. В несколько измененном виде такая игра может быть использована и в эволюционном разделе, когда дети разыгрывают сценки противостояния различных видов животных, оценивая их преимущества и недостатки. В основном рекомендуется проводить занятия по подгруппам, меняя их состав. В качестве материала к занятиям хорошо иметь большое количество иллюстраций, наборы открыток, гербарии, микроскоп, слайды и диафильмы с изображениями древних и современных растений и животных, глобус, карту Земли и звездного неба, изображения или фотографии Земли из космоса. Без этого невозможно живое изложение материала, активная работа самих детей.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |