КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И домашнее образовательное пространство. глава 8. Домашняя школа мышления
глава 8. Домашняя школа мышления
каждого человека. В этой главе мы рассмотрим вопрос о том, как можно развивать у ребенка способности к эффективному мышлению. Как составить программу занятий Под программой отечественные специалисты обычно понимают жестко и максимально подробно описанный алгоритм действий обучающего и учащегося. Материал в такой программе обычно изложен в строгой последовательности от простого к сложному. Большинство этих программ можно образно представить в виде прямой, идущей вверх. Каждое новое достижение (освоение нового материала) обычно возможно только после усвоения предыдущего. Например, начинаем изучать историю с древнейших времен и постепенно приближаемся к современности или начинаем изучать биологию простейших одноклеточных организмов и постепенно доходим до изучения организма человека. Но это касается учебных программ, применяемых в образовательных учреждениях. Для домашних занятий больше подходят другие программы. Занимаясь развитием мышления ребенка в домашних условиях, наиболее целесообразно строить программу по аналогии с архимедовой спиралью. Рассмотрим, как действует механизм программы в данном случае. Программа включает в себя несколько относительно самостоятельных блоков, объединяющих различные задания. Ниже представлены блоки, включенные в нашу программу. Они условно названы по направленности составляющих их задач: • логическое мышление; • творческое мышление; • познавательные функции (память, внимание и др.); • язык познания. Составляя сценарии отдельных занятий, не следует ограничиваться только конвергетными (логическими) или только дивергентными (творческими) задачами, надо стремиться привлечь материал из самых разных блоков. Желательно подбирать задачи для занятий таким образом, чтобы они активизировали разные виды мышления и содействовали развитию всех познавательных функций, развивали навыки самостоятельного поиска. Например: подберем несколько задач на конвергентное (логическое) мышление, затем несколько задач на дивергентное (творческое) мышление и еще можно включить одно-два задания на развитие памяти или внимания. Если первая группа задач построена на материале с геометрическими фигурами (невербальные задачи), то вторую целесообразно сделать на словесном (вербальном) материале; если одни задачи требуют работы с наглядными графическими схемами, то следующие лучше подобрать таким образом, чтобы активизировать способность действовать в уме, и т. д. В ходе занятий вы быстро выясните, какие задачи вызывают особые трудности, а какие выполняются легко. Поэтому, подбирая задания для следующего занятия, вы что-то можете усилить, а на что-то обратить меньшее внимание. Здесь потребуется интуиция. Благодаря такой структуре, один и тот же вид мышления, одна и та же интеллектуальная операция будут отрабатываться периодически, многократно. Содержание будет постепенно усложняться, расширяться за счет обогащения новыми компонентами, за счет углубленной проработки каждого действия, каждой операции. При этом способе структурирования учебного материала нет необходимости составлять и прописывать четкий план занятий. Он будет постоянно корректироваться. Сценарий каждого занятия — это сфера вашей творческой деятельности. Имея общую структуру и опираясь на диагностические результаты (а диагностическая информация будет добываться вами в процессе самих занятий), вы можете разрабатывать сценарий каждого занятия, сообразуясь с уровнем развития ребенка. часть II. Детская одаренность
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |