Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И домашнее образовательное пространство. глава 8. Домашняя школа мышления





глава 8. Домашняя школа мышления



 


каждого человека. В этой главе мы рассмотрим вопрос о том, как можно развивать у ребенка способности к эф­фективному мышлению.

Как составить программу занятий

Под программой отечественные специалисты обыч­но понимают жестко и максимально подробно описан­ный алгоритм действий обучающего и учащегося. Мате­риал в такой программе обычно изложен в строгой по­следовательности от простого к сложному. Большинство этих программ можно образно представить в виде пря­мой, идущей вверх. Каждое новое достижение (освое­ние нового материала) обычно возможно только после усвоения предыдущего. Например, начинаем изучать историю с древнейших времен и постепенно приближа­емся к современности или начинаем изучать биологию простейших одноклеточных организмов и постепенно доходим до изучения организма человека.

Но это касается учебных программ, применяемых в образовательных учреждениях. Для домашних занятий больше подходят другие программы. Занимаясь разви­тием мышления ребенка в домашних условиях, наибо­лее целесообразно строить программу по аналогии с ар­химедовой спиралью.

Рассмотрим, как действует механизм программы в дан­ном случае. Программа включает в себя несколько отно­сительно самостоятельных блоков, объединяющих различ­ные задания. Ниже представлены блоки, включенные в нашу программу. Они условно названы по направлен­ности составляющих их задач:

• логическое мышление;

• творческое мышление;

• познавательные функции (память, внимание и др.);

• язык познания.

Составляя сценарии отдельных занятий, не следует ограничиваться только конвергетными (логическими)


или только дивергентными (творческими) задачами, надо стремиться привлечь материал из самых разных блоков. Желательно подбирать задачи для занятий та­ким образом, чтобы они активизировали разные виды мышления и содействовали развитию всех познаватель­ных функций, развивали навыки самостоятельного по­иска.

Например: подберем несколько задач на конвергент­ное (логическое) мышление, затем несколько задач на дивергентное (творческое) мышление и еще можно вклю­чить одно-два задания на развитие памяти или внима­ния. Если первая группа задач построена на материале с геометрическими фигурами (невербальные задачи), то вторую целесообразно сделать на словесном (вербаль­ном) материале; если одни задачи требуют работы с на­глядными графическими схемами, то следующие лучше подобрать таким образом, чтобы активизировать способ­ность действовать в уме, и т. д.

В ходе занятий вы быстро выясните, какие задачи вызывают особые трудности, а какие выполняются лег­ко. Поэтому, подбирая задания для следующего заня­тия, вы что-то можете усилить, а на что-то обратить мень­шее внимание. Здесь потребуется интуиция.

Благодаря такой структуре, один и тот же вид мыш­ления, одна и та же интеллектуальная операция будут отрабатываться периодически, многократно. Содержание будет постепенно усложняться, расширяться за счет обо­гащения новыми компонентами, за счет углубленной проработки каждого действия, каждой операции.

При этом способе структурирования учебного мате­риала нет необходимости составлять и прописывать чет­кий план занятий. Он будет постоянно корректировать­ся. Сценарий каждого занятия — это сфера вашей твор­ческой деятельности. Имея общую структуру и опираясь на диагностические результаты (а диагностическая ин­формация будет добываться вами в процессе самих заня­тий), вы можете разрабатывать сценарий каждого заня­тия, сообразуясь с уровнем развития ребенка.



часть II. Детская одаренность




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.