КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
If Г 14 3 страница
Используя понятие синтаксической зависимости между словами, можно установить, что некоторое слово вместе со всеми своими зависимыми (и опосредованными зависимыми) обычно образует одну составляющую. Например предложение (1) Эти школьники скоро будут писать диктант по русскому языку состоит из 9 слов; как они последовательно объединяются в более крупные единицы — составляющие? Достаточно очевидно, что зависимое писать вместе со своей вершиной будут образует некоторую более крупную единицу. Границы составляющих принято отмечать квадратными скобками: [будут писать]. Вершина школьники образует, по-видимому, целую составляющую вместе со своим зависимым эти: [эти школьники]. Точно так же образует составляющую и существительное языку вместе со своим зависимым прилагательным: [русскому языку]. Составляющая [русскому языку] состоит из двух слов, из которых одно непосредственно, а другое опосредованно зависит от предлога по. Следовательно, оба зависимых слова можно объединить в одну более крупную составляющую с вершиной-предлогом: [по [русскому языку]]. Но вся эта составляющая в каком-то смысле «определяет» существительное диктант. Следовательно, [диктант [по [русскому языку]]] — это тоже составляющая, включающая в себя не только отдельные слова, но и две вложенные одна в другую «сложные» составляющие (т. е. такие, которые включают в себя более одного слова). Наконец, и предложение (1), «вбирающее» в себя все перечисленные единицы, может быть признано целой составляющей. Эту информацию о структуре составляющих в (1) для наглядности удобно представить в форме диаграммы, которая так же, как и структура зависимостей, является деревом:
(2) Каждая точка, выделенная в дереве кружком, называется узлом, и каждый узел представляет некоторую составляющую. В (1) мы выделили 15 составляющих — именно столько и кружков в дереве. Таким образом, (2) сообщает о том, что синтаксическими единицами в предложении (1) являются не только отдельные слова, но и целые сочетания слов, или группы: [эти школьники], [будут писать], [русскому языку], [по [русскому языку]], [диктант [по [русскому языку]]], Наконец, в диаграмме (2) отражен и тот факт, что само предложение (1) является составляющей — ей соответствует корневой узел дерева. В диаграмме (2) узлы обозначены кружками; однако, поскольку расположение узлов ясно из самой структуры дерева, — узлы возникают в вершине и в основании дерева, а также в точках, где пересекаются два или более ребра, — в дальнейшем кружки применяться не будут. Сразу же обратим внимание на то, что составляющие не могут пересекаться, но могут «вкладываться». Это означает, что если один и тот же материал (например, одно слово или некоторое множество слов) входит одновременно в две составляющие, то одна из них целиком входит в другую. Итак, основываясь на интуитивных соображениях, удается установить иерархию составляющих, которая может быть изображена в виде дерева. ЗАДАНИЕ 1. Опираясь на интуитивные соображения, постройте структуры составляющих для предложений 1—3 Задания 1 главы I и для следующих предложений. Отметьте трудности, с которыми при этом приходится столкнуться: 1. Жил старик со своею старухой у самого синего моря (Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке»), 2. Потрясенный Никанор Иванович, неожиданно для себя ставший участником какой-то театральной программы, опять оказался на своем месте на полу (Булгаков, «Мастер и Маргарита»). 3. И как та кочерга из присказки, в тёмной избе неосторожно на-ступленная ногою, с семикратной силой ударила олуха по лбу, так революция расправилась с пробудившей её русской интеллигенцией (Солженицын, «Образованшина»). 4. К числу таких положений относится признание в качестве обязательного условия успешности анализа процессов понимания необходимости выхода за рамки лингвистики прежде всего в область экстралингвистических знаний индивида. ЗАДАНИЕ 2. Объясните двузначность (синтаксическую омонимию) следующих предложений, используя для этого структуры составляющих: 1. Вели ему помочь. 2. После совещания в кают-компании состоялся обед. 3. Машина поехала прямо в аэропорт. 4. Работа по новому расписанию начинается завтра. 5. Юдина... была найдена убитой на окраине Элисты 8 июня сотрудниками республиканского управления ФСБ («Известия» 11.06.1998). ЗАДАНИЕ 3. Составьте предложения или словосочетания, которые бы соответствовали следующим структурам составляющих: 3. 6. Попытаемся теперь ответить на вопрос, какие составляющие относятся к одному и тому же, а какие - к разным грамматическим классам. Например, интуитивно ясно, что эти и школьники — составляющие не одного и того же типа. Эти скорее относится к тому же классу, что мои (мой), другие (другой), такие (такой) и т. д., а школьники - к тому же классу, что и люди, мальчики, кошки и т. д. Традиционный способ описания сходств и различий между синтаксическими свойствами слов состоит в том, что различные слова причисляются к различным грамматическим классам, или частям речи. Так, мой, другой, этот... относятся к классу местоименных прилагательных, а школьник, диктант, человек, стол... ~ к классу существительных. Далее, видно, что слово по относится к тому же грамматическому классу, что и в, с, на, к..., т. е. к классу предлогов. Слово писать принадлежит к той же части речи, что говорить, идти, спать..., т. е. является глаголом. Слово будут является, скорее всего, вспомогательным глаголом, так как в данном случае оно не имеет собственного лексического значения, а лишь указывает время, вид, лицо, число и наклонение в сочетании с поднознач-ным глаголом писать (так же, как, например, слово был в словосочетании был написан). Наконец, слово скоро объединяется в один класс с быстро, легко, хорошо..., т. е. входит в класс наречий. Составляющие, которые включают более одного слова, называются группами (англ, phrase). Собственно, phrase означает 'словосочетание', однако в русской грамматической традиции за термином «словосочетание» закреплен другой смысл. Это понятие восходит к В.В. Виноградову, который, развивая идею А.А. Шахматова о разфаничении учения о словосочетании и учения о предложении, предложил называть словосочетанием непредикативную (т. е. не образующую предложение) синтаксическую единицу, которая возникает в результате распространения одного слова другим. Например, словосочетанием по Виноградову является белая лошадь, но не Лошадь ~ белая (предложение) и не лошадь и осел, поскольку однородные члены не распространяют друг друга (см., например, [Виноградов 1975аб (1954)]). Понятие «группа» охватывает все три случая. Впрочем, в русистике достаточно авторитетно и другое понимание термина «словосочетание», восходящее к А.М. Пешковскому и близкое к тому, что здесь называется «группа», например, в [Сухотин 1950; Гвоздев 1973; Скобликова 1979; 1990]; высказывался и компромиссный взгляд, согласно которому словосочетаниями признаются любые непредикативные группы [Белошапкова 1977] или, что по сути то же, соединения слов, не входящие в «грамматическую основу предложения» (Крылова и др. 1997]. Подобно тому, как отдельные слова-составляющие подразделяются на части речи, составляющие-группы также образуют небольшое множество грамматических классов. Например, когда говорится, что в предложении можно выделить группу подлежащего и группу сказуемого, ясно, что эти два грамматических класса включают в себя целые группы, а не отдельные слова. Такими же грамматическими классами можно считать и придаточное предложение, и инфинитивный оборот, и (дее)причастный оборот, и некоторые другие употребительные понятия. Желательно, чтобы номенклатура синтаксических групп, так же как и номенклатура частей речи, представляла собой классификацию, т. е. разбиение объектов на непересекающиеся множества, так, чтобы одна и та же группа не относилась более чем к одному множеству. Основанием для такой классификации может служить часть речи, к которой принадлежит вершина группы, т. е. слово, соответствующее корневому узлу в том фрагменте структуры зависимостей, который характеризует группу; если слово X — вершина группы Y, будем также говорить, что X возглавляет Y. Классификация групп, основанная на частеречной принадлежности их вершин, согласуется с важнейшим наблюдением традиционной синтаксической науки - выбор распространяющих средств определяется главным образом частью речи, к которой принадлежит распространяемое слово. Интуитивно ясно, например, что к одному синтаксическому классу относятся группы [эти школьники] и [диктант по русскому языку] (отвлекаясь от того факта, что они стоят в разных падежах и числах); сюда же можно отнести [большой дом], и [учебник английского языка], и [убийство Цезаря Брутом] и др. Во всех таких группах вершиной является существительное, поэтому синтаксические группы этого класса называют группами существительного, или именными группами, сокращенно — ИГ. Можно заключить также, что группы [очень красивый], [на удивление легкий], [гораздо более неприятный]..., вершинами которых являются прилагательные, относятся к одному классу — группе прилагательного (ГПрил), а другие единицы вроде [очень красиво], [на удивление легко], [так же неприятно], [еще вчера]..., возглавляемые наречиями, относятся к классу наречной группы (НарГ). Далее, группы [из этого города], [со своей матерью], [в окно, которое выходит в сад]... и им подобные, вершиной в которых является предлог, относятся к классу, называемому предложной группой (ПрГ). Сочетание главного глагола со вспомогательным назовем глагольной группой (ГГ; в дальнейшем мы увидим, что этот термин обычно употребляется в другом значении). Наконец, есть еще класс предложений (П). Классы групп, определенных на основании грамматических свойств своих вершин, называются категориями групп, или фразовыми категориями'. Таким образом, фразовыми категориями являются, в частности, и именная группа, и предложная группа, и группа прилагательного, понимаемые как обозначения соответствующих классов синтаксических единиц. «Фразовыми категориями» часто называют также конкретные группы, принадлежащие к той или иной фразовой категории, и такая двузначность термина, не- 1 Этот термин представляет собой неудачный, но, к сожалению, уже установившийся перевод английского термина phrasal category, от phrase «группа, грамматическое словосочетание». Беда в том, что по-русски «фраза» — совсем не то, что phrase, а «категория» редко употребляется в том же основном (лингвистическом) значении, что и category {«часть речи»). смотря на ее неудобство, укоренилась в синтаксической литературе. Группа — представитель фразовой категории состоит из вершины, т. е., например, существительного в ИГ, прилагательного в ГПрил и т. д., и зависимых слов. Свойства группы часто совпадают со свойствами отдельно стоящей вершины, лишенной зависимых слов. Например, группа большой дом по грамматическим свойствам очень похожа на отдельно стоящую вершину дом; группа очень большой ~ на отдельно стоящую вершину большой; группа построил очень большой дом — на построил и т. д. (подробнее см. в п. 4). Поэтому вершины, лишенные зависимых слов, ниже будут называться нераспространенными группами. Заметим, что в дереве составляющих (2) нет информации о том, к какой категории принадлежит каждая из них. Однако включить такую информацию в дерево легко — для этого каждому узлу присваивается обозначение грамматического класса составляющей - категориальный символ. В результате такой маркировки возникает размеченное дерево — формальная модель категориальной структуры составляющих: (3) П Прил С Нар Всп Г С Пр Прил С Категориальные символы могут быть помещены рядом с узлами, как это и сделано в (3), но чаще для наглядности ставятся на месте самих узлов. Части речи, к которым относятся отдельные слова, отображенные с помощью узлов в основании дерева, обозначены как Прил — прилагательное, С — существительное, Нар - наречие, Всп — вспомогательный глагол, Г — главный глагол, Пр — предлог. ЗАДАНИЕ 4. Постройте размеченные деревья составляющих для следующих предложений: 1. Жил старик со своею старухой у самого синего моря (Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке»).
С ССл Пред Прил С Г Пред С ССл Г С При построении структур составляющих мы исходим из того, что существительное всегда входит в ИГ, даже если эта ИГ является нераспространенной группой, т. е. состоит из одного-единственного слова: [иг [с Джек]], а глагол всегда входит в глагольную группу (в п. 4 будет обосновано, почему целесообразно принять именно такое решение). В дереве (8) хорошо видно, что одноименные составляющие (т. е. относящиеся к одной и той же категории) могут быть вложены одна в другую: именная группа ИГ\ вложена в предложение П^ П! вложено в именную группу ИГ2, а та, в свою очередь, в предложение П2. П2 вложено в еще одну именную группу ИГ3 (8). Способность некоторой фразовой категории включать в себя составляющие той же фразовой категории называется ре курсивы остью. Из (8) видно, что рекурсивностью обладают, в частности, предложение и именная группа. Пример (9) показывает три уровня последовательного вложения именных групп. Они могут быть вложены одна над другой непосредственно, например, в конструкции с родительным падежом ([иг золотые пряди [иг... красавицы...]]), либо через посредствующие фразовые категории — причастный оборот, который в (9), для простоты приравнивая причастия к прилагательным, обозначим как группу прилагательного (ГПрил), и ПрГ. (9) [иг золотые пряди [иг (гприл склоняющейся [ПрГ за [иг редкой // вещью}] красавицы, [щрил роющейся [ПрГ меж [иг коробок}}] (Бродский, «Декабрь во Флоренции») Прил С Прил Пред Прил С С Прил Пред С (Ю) [п Я не мог [ГИнф решиться [ГИнф поручить ему [ГИнф пойти [ГИнф просить вас [ринф пожаловать к нам [ринф отобедать]]]}]]} (пример С.О. Карцевского, цит. по [Апресян 1966: 85]): (И)
ГИнф г г с г г с г '— « г решиться поручить ему пойти просить вас пожаловать к нам отобедать В диаграмме (11) отражено пятикратное и непосредственное вложение инфинитивных оборотов в (10); они обозначаются здесь как ГИнф («группа инфинитива»), хотя можно рассматривать их как разновидности предложения (П)). Итак, можно, опираясь на интуитивные соображения, разделить предложение на структурные синтаксические единицы - составляющие. Составляющими являются не только отдельные слова, но и более крупные синтаксические единицы — группы. Далее можно более или менее однозначно определить, какие множества таких структурных единиц (составляющих) относятся к одному и тому же грамматическому классу. Все эти соображения могут быть суммированы в структуре составляющих. Она изображается одним из двух эквивалентных способов — в виде (размеченного) дерева или (размеченной) скобочной записи, в полной или в сокращенной форме. 2. Система составляющих Перейдем к более строгому определению понятия составляющей. Рассмотрим цепочку (линейно упорядоченное множество) слов S. Системой составляющих на S является такое множество С отрезков S, которое содержит в качестве элементов само S и каждое слово, входящее в 5, причем любые два отрезка, входящие в С, либо не пересекаются, либо один из них содержится в другом. Элементы С называются составляющими. Если цепочка 5является предложением, то Сказывается системой составляющих предложения £ Размеченной системой составляющих на S называется множество пар <с, k>, где с — элемент системы составляющих S, a k — элемент конечного множества категориальных символов К, причем каждый элемент с входит не более чем в одну такую пару. Рассмотрим теперь некоторые структурные отношения между составляющими. Наиболее простым видом отношения является отношение включения (вложения), или доминации. Составляющая А доминирует над составляющей Д или, что то же, А включает в себя В, или, что то же, В вложено в А, если В является частью (подмножеством) А и В отлично от А. Введем также термин «непосредственная составляющая». Если А и В — составляющие системы С, то выражение «В является непосредственной составляющей А», или, что то же самое, «В непосредственно вложена в А», или, что то же самое, «А непосредственно доминирует над В» означает, что А доминирует над В и что в С нет составляющей, которая доминирует над В и над которой доминирует А. Например, в (9) составляющая [роющейся меж коробок] является непосредственной составляющей [склоняющейся за редкой вещью красавицы, роящейся меж коробок]], а в (2) составляющая [эти школьники] является непосредственной составляющей предложения. Отношение непосредственной доминации иногда рассматривают как более элементарное и определяют через него отношение доминации. Поэтому структуры составляющих часто называют структурами непосредственных составляющих (НС-структурами), а систему составляющих - НС-показателем (англ, phrase marker). Определение системы составляющих было дано для цепочки слов. Однако более распространенной является точка зрения, что элементарной составляющей является не слово, а морфема. Весьма важный вопрос о том, могут ли синтаксические отношения быть распространены на морфологию, и если да, то с какими оговорками, мы оставляем в стороне. Отношения между составляющими часто для удобства описывают в терминах родственных отношений между людьми, используя применительно к дереву составляющих метафору родословного древа. Если составляющая А непосредственно доминирует над составляющей Д то А называют матерью В, а В — дочерью А', если А непосредственно доминирует над В и С, то В называется сестрой С (и, конечно, С — сестрой В). Если при этом С непосредственно доминирует над Д то А называют бабушкой Д a D — племянницей В; если D при этом непосредственно доминирует над Е, то Е назовут правнучкой А и т. д. Эти отношения могут быть наглядно представлены в дереве составляющих (12):
(12) А а. б. в. В составе группы можно выделять не только вершины, но и зависимые. Зависимым вершины ^составляющей Умы будем называть всякую сестру Х\ например, в (12) С — зависимое В, D — зависимое F и т. д. Вершинами в силу определения всегда являются слова, т. е. терминальные категории (точнее, их представители), а зависимыми обычно выступают фразовые категории, например, С — ПрГ в (12а), ГИнф в (126) и ИГ в (12в). Кроме отношения доминации, в синтаксисе важную роль играет отношение командования составляющих (англ. constituent command, сокращенно c-command), в дальнейшем просто командования. Составляющая А командует составляющей В, по определению, тогда, когда составляющая, которая непосредственно доминирует над А, также доминирует над В, и ни А, ни В не доминируют одна над другой. Другими словами, А командует В только в одном из двух случаев: 1) если В является сестрой А или 2) если В является составляющей сестры А любой глубины вложения. Например, в (12) В командует С и С командует В\ fk D тоже командуют друг другом; /'командует Е и G и т. д. Например, в (12а) [предисловие] командует составляющими [к этой книге], [к], [этой книге], [этой] и [книге]) и т. д. Можно указать и такие пары составляющих, в которых первая не командует второй. Например, А не находится в этом отношении ни к одной другой составляющей в (12), так как доминирует над всеми. D не командует В, потому что та составляющая С, которая непосредственно доминирует над Д не доминирует над В; G не командует ни одной другой составляющей в (12), кроме Ей т. д. Роль отношения доминации в синтаксисе очевидна: именно это отношение имеют в виду, когда говорят, например, что сложноподчиненное предложение «включает в себя» придаточное, или что инфинитивный оборот «включает в себя* дополнение и т. д. Но как может использоваться отношение командования составляющих? В главе XII будет показано, какую важную роль играет отношение командования в порождающей грамматике Н. Хомского. Неформально общий смысл этого понятия можно разъяснить следующим образом. Для того чтобы две составляющие могли быть связаны некоторой грамматической связью, они должны находиться в определенном структурном отношении. Например, в русском языке сказуемое может согласоваться с подлежащим в роде, числе и лице: Он пришел; Мальчик умен и т. д. Но при этом подлежащее и сказуемое должны принадлежать к одному и тому же элементарному предложению; невозможно согласование с подлежащим другого элементарного предло- жения, хотя бы и синтаксически связанного с данным: * Известен, что экзамен назначен на 10 часов. Как согласование, так и многие другие грамматические связи между составляющими, которые предполагают различие контролера (грамматически активной составляющей) и мишени (той составляющей, форма или позиция которой зависит от контролера), имеют место либо между составляющими-сестрам и, либо тогда, когда мишень (сколь угодно глубоко) вложена в сестру контролера. Однако при другом структурном соотношении (например, когда контролер вложен в сестру мишени), грамматическая связь между составляющими часто бывает недопустима:
Командование есть б. Командования нет
Роль командования можно пока кратко проиллюстрировать на одном факте грамматики английского языка. В английском языке вопросительная группа (представленная, например, вопросительным местоимением) может придать вопросительное значение только тому отрезку предложения, которым она командует. Например, в конструкции с придаточным косвенного вопроса вопросительная ИГ занимает такое место в структуре составляющих, при котором она командует придаточным, но не главным предложением (14). Соответственно этому только придаточное, но не главное предложение оказывается вопросительным. Если же вопросительная ИГ командует составляющими главного предложения, все предложение (15) становится вопросительным: Вопросительное местоимение what, как это и свойственно местоимениям, занимает место не терминальной, а фразовой категории - ИГ, ср. в той же позиции другую вопросительную ИГ:... [ИГ which book] Mary bought.
(15) П does ВСПОМ Джон помнит 'Про что Джон помнит, что Мэри это купила?', букв.: Что Джон помнит, (что) Мэри купила? В структурах (14-15) затенены фрагменты, которыми командует вопросительная ИГ, и именно та часть предложения, которая соответствует этим фрагментам, находится в сфере вопроса. ЗАДАНИЕ 7. Определите, какие пары узлов в следующих деревьях находятся, а какие не находятся в отношении командования: 1.
В» G ЗАДАНИЕ 8. Будем говорить, что составляющая А асимметрически командует составляющей В, если А командует В, но В не командует А. Переформулируйте определение асимметрического командования в терминах (непосредственной) доминации. Укажите по нескольку пар узлов деревьев в Задании 7, которые находятся или не находятся в отношении асимметрического командования. Размеченная система составляющих по данному выше определению есть множество пар, состоящих из отрезка и приписанного ему категориального символа - метки некоторой синтаксической категории, к которой он относится. Одному и тому же отрезку по определению размеченной системы не может быть присвоено больше одной метки, т. е. отрезок не может принадлежать одновременно двум грамматическим классам. Однако рассмотрим, например, отрезок (16) Уходи!. Он является не только предложением [п Уходи!], но и глаголом [г Уходи!\, причем глагол, вероятно, вложен в предложение [п (г Уходи!]], как это имеет место и в^более очевидных случаях, например, (17) [п [г Уходи] домой!\, где отрезки, соответствующие предложению и глаголу, не совпадают. Важен порядок, в котором отрезок получает категориальные символы, так как структура (17) сообщает о том, что глагол входит в состав предложения, но предложение не входит в состав глагола. Чтобы допустить возможность присвоения нескольких категориальных символов одному и тому же отрезку и одновременно отразить порядок их присвоения, усложним определение размеченной системы составляющих.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |