КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть 2 2 страница
(19) если относительная клауза предшествует определяемому существительному, то прямое дополнение предшествует глаголу [Dryer 1988]. Эмпирические универсалии сами по себе не могут заменить лингвистическую теорию. Они лишь представляют для нее ценный «питательный материал». В качестве примера приведем эмпирически установленную универсальную классификацию языков по типу линейного порядка составляющих на языки левого ветвления и языки правого ветвления. В классификации утверждается, что в любом языке ветвящиеся зависимые всегда располагаются либо слева, либо справа от вершины, независимо от той фразовой категории, в которую они входят. Под ветвящимися зависимыми имеются в виду такие, которые легко могут быть распространены; к их числу относятся, например, зависимые, выраженные ИГ, ПГ или клаузами, например, дополнения или посессивные определения. Неветвящимися зависимыми называются, наоборот, такие, которые не распространяются или распространяются редко; к ним относятся группы прилагательного (в положительной степени), числительные, артикли, указательные местоимения и нек. др. [Dryer I988, 1992]. Для наглядности приведем по два примера лево- и пра-воветвящихся языков.
Русский и английский языки — правое ветвление (ветвящееся зависимое следует за вершиной; символом П' отмечена относительная клауза, ССл — союзное слово или его аналог): (20) П
симое предшествует вершине; Поел — послелог, служебное слово, по функции одинаковое с предлогом, но располагающееся не до, а после управляемой им ИГ): (21)
С Поел столалда mlad стол-ЛОК на тэ:буру-но уэ-ни стол-ГЕН на-ЛОК находящаяся книга-АКК дать-ИМП Как объяснить это поразительное сходство между языками, принадлежащими к одному типу, и не менее поразительную симметрию, которая наблюдается между обоими типами? Ответ на подобные вопросы призвана дать грамматическая теория. 4. Объяснительная база Большинство существующих ныне подходов к грамматике (и к языку в целом) можно разделить на два больших теоретических лагеря — функционализм и формализм. Взгляды функционалистов и формалистов различаются главным образом тем, в чем они усматривают объяснительную базу лингвистической теории. Объяснительной базой называется группа факторов, которая, как предполагают сторонники той или иной теории, определяет наиболее важные черты естественного языка. Исходное предположение функционализма заключается в том, что строение языка определяется его использованием. Язык и грамматика языка таковы, ка- ковы они есть, потому что они отвечают определенным и довольно жестким требованиям, накладываемым на них условиями использования языка. «Если... язык в речевой деятельности — это корабль, ходовые качества которого можно определить только в море, на плаву, логично согласиться с тем, что эти качества в большой степени заложены в проектном бюро, на верфи, обусловлены его конструкцией» [Золо-това 1986: 503]. Язык — средство мышления; следовательно, языковые структуры должны быть «приспособлены» к решению мыслительных задач - восприятия, переработки, хранения и поиска информации. Язык — средство коммуникации; значит, устройство языка должно максимально облегчать общение коммуникантов и быть оптимальным с точки зрения параметров этого процесса (включая не только механизм передачи информации, но и социальные, культурные, психологические и другие сопутствующие факторы). Строение языка также определяется свойствами тех отделов мозга, в которых локализуется языковая способность человека. Наконец, языковая деятельность осуществляется посредством артикуля-торных и перцептивных механизмов (зрения, слуха, произносительных органов). Возможности этих механизмов ограниченны, и структура языка должна свести к минимуму трудности и помехи в их работе. Исходное предположение формализма прямо противоположное. Формалисты полагают, что наиболее важные и фундаментальные свойства языка не зависят от способов и условий его использования. «Человеческий язык есть система, предназначенная для свободного [т. е. не ограниченного никакими внешними обстоятельствами. - Я. Т.] выражения мысли, по своему существу не зависящая ни от контроля со стороны внешних стимулов, ни от удовлетворения человеческих нужд, ни от инструментальных целей» [Chomsky 19806: 239]. Язык — особенность человеческого мышления, в своей основе врожденная. Врожденными являются, разумеется, не конкретные морфемы, слова, конструкции или правила того или иного языка, но некие абстрактные схемы и принципы, определяющие структуру этих грамматических единиц. Универсальный врожденный компонент знания языка не есть непознаваемая «вещь в себе» — он может быть выявлен в результате исследовательской работы лингвиста и представлен в виде абстрактной модели на метаязыке формальной грам- матики (о том, что такое формальная грамматика, см. ниже в п. 6). Формалисты признают, что функциональные факторы могли сыграть свою роль в процессе филогенеза — возникновения человеческого языка. Тем не менее они отрицают перспективность подхода, принятого функционалистами, согласно которому наблюдаемые языковые факты поддаются объяснению путем непосредственного обращения к функциональным принципам. Проиллюстрируем различие двух подходов на примере обрисованных выше двух типов языков — правого и левого ветвления. Одно объяснение этому факту предложено в рамках порождающей грамматики Н. Хомского — наиболее влиятельного формального направления. С точки зрения сторонников порождающей грамматики, тот факт, что в языках вершины в разных фразовых категориях либо последовательно следуют за ветвящимися зависимыми (как в аварском, японском или турецком), либо столь же последовательно предшествуют им (как в русском, английском или арабском), объясняется элементом врожденного компонента знания языка. Овладевая родным языком, ребенок активизирует генетически заложенную языковую информацию. Эта информация включает знание о том, что ветвящиеся зависимые в языке располагаются последовательно либо до, либо после своих вершин. Чтобы овладеть правилами порядка слов в родном языке, ребенку не нужно анализировать все виды фразовых категорий. Достаточно лишь небольшого исходного материала, чтобы элемент врожденного знания языка — параметр вершины — принял одно из двух возможных значений: «до» или «после» [Stowell 1981]. Другое, функционально ориентированное, объяснение деления языков на два класса предложил Дж. Хокинс [Hawkins 1990, 1994]. Теория Хокинса будет подробнее рассмотрена в гл. XV п. 2, а пока в сильно упрощенном виде его вывод можно представить так: в языках более распространены такие порядки слов, которые удобны для механизма распознавания речи слушающим. Чем меньше расстояние (в количестве слов) между вершинами последовательно вложенных друг в друга фразовых категорий, тем легче слушающий справляется с синтаксическим анализом. Вершины наиболее важны для распознавания синтаксической структуры, потому что они однозначно характеризуют синтаксиче- ские единицы, в состав которых входят. Для слушающего оптимален такой порядок слов, когда все вершины располагаются либо в начале (20), либо в конце (21) возглавляемых ими составляющих: и в том, и в другом случае механизм распознавания синтаксической структуры работает с наименьшей нагрузкой. Оба расположения - начальное и конечное - одинаково удобны, поэтому «левоветвящихся» языков столько же, сколько и «правоветвящихся». Таким образом, одно из условий речевого общения, а именно ограниченная способность механизма распознавания речи, определяет одно из основных свойств грамматики — преобладающий тип порядка слов. Рассмотрим также следующую закономерность, впервые установленную Дж. Гринбергом: (22) суффиксы распространены в языках мира гораздо больше, чем префиксы; если в языке есть префиксы, то в нем обычно есть и суффиксы, но обратное неверно (перифразировано из [Гринберг 1970 (1966): 137]; впервые отмечено в [Greenberg 1957]). Действительно, преобладание в языках мира суффиксов над префиксами - очевидный факт. В очень многих языках есть и префиксы, и суффиксы (например, в индоевропейских, в кавказских, в японском, в языках банту), в достаточно многих языках есть только суффиксы («таковы, в частности, все самодийские и многие финно-угорские языки, все тюркские, дравидийские и эскимосско-алеутские языки, многие австралийские и африканские языки, многие языки Южной Америки и др.» [Плунгян 2000: 89]). Ни префиксов, ни суффиксов не обнаруживается в языках, лишенных морфологии (например, в древнекитайском). При этом засвидетельствовано крайне мало языков, в которых были бы только или почти только префиксы. Таковы атабаскские языки (семья на-дене, Сев. Америка). Функционалист, ища объяснение этому явлению, прежде всего обратит внимание на роль начала (позиция префиксов) и конца слова (позиция суффиксов) в процессе использования языка. Данные психолингвистических экспериментов показывают, что позиция начала слова наиболее важна для восприятия: слушающий узнает слово прежде всего по его началу, а не по концу. Это было установлено с помощью тестов, в которых носителю языка предлагалось узнать слова, начало или конец которых были ис- кажены, — во втором случае результат узнавания был значительно успешнее, чем в первом. Итак, перед нами два факта: (22) — преобладание суффиксов в языках мира и (23): (23) начало слова важнее для его распознавания, чем его конец. Вспомним, что противопоставление аффиксов и основ, к которым они присоединяются, связано с другим противопоставлением — лексики (единиц словаря) и грамматики: аффиксами выражаются грамматические, но не лексические значения. Значит, тот факт, что аффиксы чаще бывают суффиксами, свидетельствует о том, что (24) грамматические категории (выраженные аффиксами) менее важны в процессе распознавания речи, чем лексические единицы (передаваемые основами). В каком смысле распознавание лексических единиц «важнее», чем распознавание грамматических аффиксов? Вероятно, распознавание звучащей речи — процесс, связанный с ограниченностью используемых ресурсов. Механизмы распознавания речи перегружены и часто дают сбой в виде ослы-шек, особенно если анализируемая речь — быстрая, принадлежит незнакомому человеку, на незнакомую тему и т. п. Оптимальный режим загрузки механизма распознавания заключается, по-видимому, в том, чтобы наиболее трудный материал был представлен в наиболее удобном для восприятия виде (если уж невозможно расположить весь материал — и трудный, и легкий — с достаточным удобством для адресата). Распознавать лексемы труднее, чем грамматические морфемы, так как области поиска существенно отличаются по объему: лексем — тысячи, а грамматических морфем — несколько десятков. Поскольку возможности механизма восприятия речи ограниченны, язык помещает отрезки, наиболее трудные для распознавания — лексические основы — в начало слова, т. е. в то место, которое больше вовлечено в процесс распознавания. Более легкий материал — грамматические аффиксы — помещается в конец слова, т. е. в ту его часть, которая менее значима для механизмов распознавания. Кроме того, как полагают Дж. Хокинс и Э. Катлер, порядок морфем соответствует порядку как порождения, так и восприятия слова: сначала — основа, затем — аффикс [Hawkins, Cutler 1988; Hall 1992]. Теоретик-формалист, приступая к объяснению (22), наверное, захочет увидеть в этом факте проявление некоего универсального врожденного принципа. Например, в порождающей грамматике [Williams 1981; Selkirk 1982] аффиксы, по крайней мере некоторые, рассматриваются как разновидности вершин — считаются вершинами в морфемной конструкции слова. Если допустить, что параметр вершины распространяется также на отношение между аффиксами и основами, то можно объяснить, почему все чисто суффиксальные языки являются языками левого ветвления. Затем формалисту придется искать какое-то объяснение для того, почему наличие в языке префиксов необязательно сопровождается правым ветвлением; подробнее см. [Hawkins, Gilligan 1988]. На приведенных примерах можно увидеть, каким образом современные грамматические теории устанавливают связь между принятой в них объяснительной базой и наблюдаемыми фактами. 5. От гипотез к фактам и обратно Вопрос «Что представляет собой язык?» всегда находился в центре внимания лингвистической теории. Однако на протяжении второй половины XX в. внимание многих теоретиков сосредоточилось на более частной проблеме — «Что собой представляет грамматика языка?». Решение ее требует глубокого исследования природы грамматических понятий. Сходство между языками отнюдь не ограничивается легко выделимыми единицами, такими, как «морфема», «фонема», «словоформа» и т. п. Содержательные категории, такие, как «глагол», «существительное», «предложение», «переходность», «подлежащее», «определение» также обнаруживают большое сходство в описаниях различных языков. Теория грамматики должна располагать разработанным аппаратом подобных категорий, столь же убедительным, как и аппарат сравнительно более простых понятий, таких, как «морфема». Если теория при этом стремится к строгости, она должна включать в себя формальные модели наблюдаемых грамматических явлений, т. е. такие строго определенные объекты (единицы и правила их соединения), которые в некоторой существенной части своих свойств совпадают с естественным языком (подробнее о грамматических моделях см. в гл. XVI п. 1). Сравнивая формальные грамматические модели с наблюдаемыми фактами, исследователь должен прежде всего выяснить описательную адекватность этих моделей, т. е. их способность правильно предсказывать наблюдаемые факты. Однако описательная адекватность грамматической модели еще не означает ее теоретической ценности. Теоретическую ценность имеет только такая модель, которая обладает, кроме описательной, еще и объяснительной адекватностью, а именно не предсказывает те факты, которые реально не наблюдаются. В качестве иллюстрации рассмотрим две теории согласования - (25) и (26): (25) согласование может иметь место только между словоформами х и у, связанными отношением зависимости; (26) согласование может иметь место только между словоформами х и у, входящими в одно и то же предложение. Теория (25) утверждает, что моделью потенциальных отношений согласования является обычное дерево зависимостей. Так, в дереве (27) отношение согласования теоретически может иметь место, например, между узлами а и Ь, а и с, Ъ и е, но не между узлами а и d или ей/ (27) Теория (26) предлагает другую модель, а именно сеть: множество потенциальных согласовательных связей между словоформами ограничено только пределами предложения — внутри предложения любая словоформа в принципе может согласоваться с любой другой (28): (28) с * Теория (25) не обладает описательной адекватностью: наряду с отношениями согласования вроде (29) больш-дй дом, больш-ая улица, (30) мальчик, бежал-0, девочка бежал-а, встречается такое согласование, как (31) он умер молод-ым, она умерла молод-ои,, которое данной теории противоречит. Зато описательной адекватностью обладает теория (26), которая не делает различия между фактами (29—30) и (31). Однако обладает ли теория (26) объяснительной адекватностью? Возможно ли в естественном языке согласование между дополнением главного предложения и..., допустим, обстоятельством придаточного предложения пятой или шестой глубины вложения?., или между артиклем, определяющим подлежащее, и предлогом, вводящим обстоятельство?.. Примеров такого согласования мы не знаем, и интуиция подсказывает нам, что они вряд ли когда-нибудь будут обнаружены. По-видимому, теория согласования, которая обладала бы и описательной, и объяснительной адекватностью, должна быть менее ограниченной, чем (25), но и не столь вседоз-воленно-либеральной, как (26). Стратегия теоретизирования здесь может быть такой: (25) рассматриваем как рабочую гипотезу, которую сопоставляем с фактами и отвергаем на основании некоторых из них, а именно (31). Затем корректируем (25), выдвигая новую гипотезу (25'), см. ниже, также сопоставляем ее с имеющимися фактами и т. д. Если в результате нам удастся прийти к гипотезе, соответствующей имеющимся фактам в смысле как описательной, так и объяснительной адекватности, она и будет полноценной теорией согласования. Попытаемся отредактировать (25) таким образом, чтобы она могла объяснить факты типа (31): (25') согласование может иметь место только между словоформами х и у, связанными отношением зависимости, либо между словоформами х и у, зависящими от третьей словоформы z (перифразировано из [Плунгян 2000: 143]). Вариант теории (25') разрешает согласование, например, между b и с или d и е в (27), и, таким образом, факт (31) ей больше не противоречит. Теория, однако, все равно остается описательно неадекватной: несложно найти противоречащие ей факты, вроде: (32) он хочет выглядеть красивым, она хочет выглядеть красив-ои:, он начинает хотеть выглядеть красив-ым и т. д., не говоря уже о таких экзотиче- ских случаях, как согласование по определенности между артиклем актанта и глаголом в венгерском языке, или «прозрачного» согласования в восточнокавказских языках (см. главу VII), которые ей очевидно противоречат. Итак, описательно адекватная теория согласования должна быть еще более ограниченна, чем (25'). 6. Формальные грамматики Как должна выглядеть теория грамматики, которая была бы и описательно, и объяснительно адекватной? Самая простая теория состоит в том, что грамматика языка представляет собой список всех правильных предложений этого языка, подобно тому, как словарь представляет собой, по крайней мере в идеале, список всех слов. Однако, как уже говорилось во Введении, предложения естественного языка обладают способностью к неограниченному усложнению. Теория, которая представляет грамматику в виде потенциально бесконечного списка, не в состоянии объяснить, каким образом язык может быть усвоен, так как возможности человеческой памяти ограниченны. В лингвистике «теория списка» никогда не рассматривалась всерьез: с древнейших времен грамматика и словарь описываются разными способами. Наиболее распространенный в лингвистике (и опять-таки очень древний) способ описания предложений заключается в перечислении их схем или образцов. Этот способ описания опирается на вполне определенную грамматическую теорию, которую применительно к предложениям можно сформулировать, например, так: (33) Предложения делятся на части, и эти части образуют небольшое множество грамматических классов - членов предложения. Каждому предложению может быть поставлена в соответствие его схема — перечень названий членов предложения, которые в него входят. В схеме могут быть также указаны значения некоторых грамматических категорий, которые принимают члены предложения и порядок их линейного расположения. Число схем предложения в каждом языке невелико (не более нескольких десятков). На протяжении веков теория (33) показала свою практическую полезность (руководствуясь ею, лингвисты соста- вили описания тысяч языков, и миллионы людей овладели иностранными языками), а также описательную и отчасти объяснительную адекватность. Не нашлось ни одного языка, в котором предложения не делились бы на части, обладающие повторяющимися пучками общих свойств, и число наиболее употребительных схем предложения (при любом их разумном понимании) действительно ни в одном языке не превышает нескольких десятков. Однако все же объяснительная адекватность теории (33) невелика. Сравним следующие простые схемы предложений: (34) а. подлежащее - сказуемое; б. подлежащее — сказуемое — дополнение; в. сказуемое — сказуемое — сказуемое; г. дополнение — обстоятельство. Огромное число реально наблюдаемых предложений реализуют схемы (34аб), но трудно представить себе полные и не сочиненные предложения вида (34вг). Однако теория (33) явно разрешает такие виды предложений. Чтобы исключить (34вг), она должна стать более сложной - например, включать требования, чтобы в схеме было только одно подлежащее, обязательно одно и только одно сказуемое и т. п. Такие ограничения и в самом деле выдвигались - считалось, например, что в предложении должен присутствовать хотя бы один из главных членов (в силу чего исключается (34г)). Многие современные теории грамматики используют более строгие понятия, чем те, которые лежат в основе традиционных неформальных описаний. При этом в теории часто используются математические объекты, которые обладают рядом свойств, общих с естественным языком, и тем самым до известной степени моделируют его — формальные грамматики. Формальными грамматиками называются такие системы правил, которые математически строго задают (или характеризуют) множества цепочек, т. е. конечных последовательностей, символов. Каким образом можно представить в математически строгом виде правила построения синтаксических единиц? Рассмотрим несколько русских ИГ: (35) а. игрушка б. тетрадь в. красивая игрушка г. большая игрушка д. красивая большая игрушка е. большая красивая тетрадь ж. большая красивая зеленая игрушка з. эта игрушка и. эта большая дорогая красивая игрушка и. та большая зеленая красивая тетрадь Как можно определить множество, состоящее из (35) и некоторых других похожих групп? Назовем это множество N и дадим ему следующее определение: (36) а. всякая цепочка вида П* С входит в N, где С — любой элемент множества {игрушка, тетрадь}, П - любой элемент множества {большая, красивая, зеленая, дорогая], а знак * («звездочка Клини», по имени логика S. Kleene, который ввел его) означает, что отмеченный им элемент может быть повторен любое число раз от нуля до бесконечности; б. всякая цепочка вида М С' входит в N, где М — любой элемент множества {эта, та}, а С' - любой элемент, принадлежащий множеству N в силу условия (Зба). Цепочки, определяемые в (36), состоят из отдельных символов — в данном случае слов — игрушка, большая и т. д. Разумеется, слова сами представляют собой цепочки символов, однако их внутренняя структура нас пока не интересует, и для простоты их можно считать неразложимыми обозначениями. Символы, из которых составлены цепочки, задаваемые определением, называется терминальными, а множество всех таких символов — основным алфавитом. Такие символы, как N, С, С', М и П, которые используются при определении класса цепочек, но не входят в определяемые цепочки, называются нетерминальными, или вспомогательными, и образуют вспомогательный алфавит. Определение ИГ можно сформулировать не только в виде условий (Збаб), но и в виде правил, т. е. выражений вида «х -> у», что означает «заменить х на у» или «подставить у вместо х», где х и у — любые цепочки символов: (36') а. N -» С' б. N -> М С' в. С -> П С' г. С -> С д. С' -» П С е. С -> игрушка ж. С -> тетрадь з. П -> большая и. П -> зеленая и. П -^ красивая к. П -* дорогая л. М -> эта м. М -> та Правила (36'аб) и (36'гд) можно записать и проще, в одну строчку, если использовать скобки. Скобки означают факультативность некоторой части правила: если два правила отличаются друг от друга только тем, что в одном из них содержится, а в другом отсутствует цепочка х, они записываются как одно правило, и при этом х берется в скобки. Так вместо (36'аб) можно записать N -> (М) С', а вместо (36'гд) С' -> (П) С. Можно упростить и запись (З6'е-м), приняв, что если два правила отличаются только правыми или только левыми частями, то они записываются как одно, причем несовпадающие правые (левые) части разделяются запятой. Так вместо (36'еж) можно записать С -» игрушка, тетрадь, вместо (Зб'з—к) — П -^ большая, зеленая, красивая, дорогая, а вместо (36'лм) — М -> эта, та. Способ задания множества N с помощью правил (36') представляет собой разновидность формальных грамматик — порождающую грамматику. Порождающей грамматикой называется упорядоченная четверка, состоящая из: 1) основного алфавита, 2) непересекающегося с ним вспомогательного алфавита, 3) одного символа из вспомогательного алфавита, который называется начальным и обозначает множество тех языковых объектов, для описания которых предназначена порождающая грамматика (в данном случае это N — множество некоторых именных групп русского языка), и 4) конечного1 множества правил, например, (36*). «Порождающей грамматикой» называют также лингвистическую теорию, в которой используется это средство описания, см. главы XI-XIII. Правило «х -» у» применяется следующим образом: в цепочке отыскивается левая часть правила, т. е. х, после чего записывается новая цепочка, отличающаяся от предыдущей только тем, что на месте х в ней стоит у. Правило порождающей грамматики может быть применено к любой цепочке, отрезком которой является его левая часть, но оно не обязано применяться ко всякой «подходящей» цепочке, причем порядок применения правил произволен (в этом отли- 1 В силу этого требования в (36'), в отличие от (36), не может быть использована звездочка Клини. чие порождающей грамматики от алгоритма, подробнее см. [Гладкий, Мельчук 1969: 43-46]). Правило применяется либо к начальному символу, либо к такой цепочке, которая представляет собой результат применения одного или нескольких правил к начальному символу. Цепочки, задаваемые формальной грамматикой, должны целиком состоять из терминальных символов, т. е. все вспомогательные символы в ходе применения правил должны быть заменены на терминальные. Множество цепочек, задаваемых порождающей грамматикой, называется языком. Языки, задаваемые некоторыми формальными грамматиками, проявляют определенные сходства с множествами единиц естественного языка — слогов, словоформ, синтаксических групп, предложений. Сопоставление языка, задаваемого формальной грамматикой, с множеством единиц естественного языка на основе наблюдаемых между ними сходств называется интерпретацией формальной грамматики. Само устройство формальной грамматики явным образом отграничивает множество грамматичных единиц от множества неграмматичных, и поэтому соответствие формальной грамматики наблюдаемым фактам естественного языка может быть проверено. Сравним язык, задаваемый правилами (36'), с реально наблюдаемыми в русском языке ИГ. Лингвистический смысл символов С, П и М очевиден: это слова, обладающие грамматическими признаками жен. р., им. п. и ед. ч.: С — существительные, М — указательные местоимения и П - прилагательные. Аналог С' в русском языке представляет собой фразовую категорию, в данном случае — множество составляющих, образованных сочетанием произвольного числа прилагательных с вершиной-существительным. Наконец, N — это множество некоторых ИГ русского языка. При всей примитивности правила порождающей грамматики (36') верно характеризуют часть свойств русских ИГ, а именно следующее: ИГ включает в себя ровно одну вершину-существительное, а определений к нему может быть несколько, и они факультативны. Прилагательные и указательные местоимения в русском языке обычно предшествуют определяемому существительному, причем указательное местоимение может быть только одно (*эта та девочка}, и оно обычно предшествует прилагательным. Определений-прилагательных может быть несколько, причем, по-видимо- му, какой бы длинной ни была ИГ, в нее всегда теоретически возможно добавить еще одно прилагательное. Таким образом, порождающая грамматика, содержащая правила (36'), адекватна естественному языку в нескольких важных отношениях. Однако легко увидеть, что в ряде других отношений она ему не адекватна.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |