Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человеческое измерение» общества




Рассматривая общество как систему, мы поневоле отвлека­лись от мнений, чувств людей. С этой точки зрения они состав­ляют лишь строительный материал системы; общество рас­сматривалось с позиций объективизма.

Обращение к социальным группам и их взаимоотношени­ям приближает исследователя к реальным мотивам человечес­кого поведения. Однако при исследовании социальной струк­туры общества для нас все же основной интерес представляет общественное положение каждого слоя, социальный статус членов общества.

Когда же в поле внимания оказывается реальный процесс взаимодействия конкретных индивидов, то понять основу это­го взаимодействия, оценить его результат можно, только выч­ленив субъективный смысл происходящего для каждого из дей­ствующих лиц. Именно наличие субъективного смысла (соотнесения своих действий и действий другого лица с собствен­ными, осознаваемыми интересами) и характеризует действие реального социального субъекта. Профсоюзный лидер или по­литический деятель, «человек с улицы» или руководитель ре­лигиозной общины действуют сознательно, интерпретируя ок­ружающую действительность, соотнося свое действие, его направленность с общим смыслом происходящего, истолковы­вая поведение других людей. Без интерпретации, истолкования, понимания связи конкретной ситуации, поведения другого и собственного поведения невозможно осуществление социально­го действия. Без сознательных действий людей невозможно складывание основных «подразделений» социального бытия:

экономики, политики, идеологии. Классовый, групповой, на­циональный интерес могут быть выявлены только при условии, что каждый человек стремится реализовать свой частный интерес. Другими словами, без исследования специфики отдель­ного человеческого действия невозможно понять, как возника­ют групповые, классовые, национальные интересы, как скла­дываются объективные социальные закономерности.

Пожалуй, с наибольшей ясностью эту мысль выразил М.Ве-бер. «Социальным мы называем такое действие, которое по предлагаемому действующим лицом (или действующими ли­цами) смыслу соотносится с действием других людей и ориен­тируется на него»1. Социальное действие неотделимо от его субъективного смысла, понимания самими действующими лицами, от их ожиданий. Далеко не все человеческие действия можно назвать социальными. «Столкновение двух велосипе­дистов, например, — пишет М.Вебер, — не более чем проис­шествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения, последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирова­ние конфликта является уже социальным действием»2.

Люди могут ориентироваться на воображаемые явления, при­нимая их за реальное, строя свое поведение сообразно с их суще­ствованием. Для народного сознания прошлого русалки, лешие, домовые — реальность, и понять поведение целых общественных слоев невозможно без учета этой реальности. Для человека рево­люционной эпохи будущая мировая революция — реальность, и -его жизнь, быт, все его поступки неясны без учета этой реально­сти. Американский социологу.Томас (1863—1947) выразил эту мысль так: если ситуация определяется как реальная, то она ре­альна по своим последствиям. С этой точки зрения бессмыслен­но разделять в обществе объективное и субъективное, материаль­ное и идеальное. Фантастические образы «действуют» в обществе живее всех живых, а совершенно «вещественные» телесные, мас­совые действия направляются «социальными фикциями»(дей-ствия футбольных фанатов, например).

Общество— это некий континуум «бытие— сознание», объективно-субъективная целостность, где всякое эмпиричес­кое наблюдаемое действие имеет скрытый субъективный смысл.

Однако субъективный смысл действия не абсолютно про­изволен и индивидуален. Иначе все попытки понять связь его классово-групповым взаимодействием, с типами человеческой деятельности будут обречены на неудачу. Идеи, оценки, цен­ности, которыми пользуется индивид, уже присутствуют в коллективном опыте. Использовать их можно по-разному, со­образно четырем типам социальных действий, которые выде­лены впервые М.Вебером.

Существуют действия аффективные. Строго говоря, они не осмыслены и тем самым нерациональны, то есть в них не содер­жится соотнесение действий с заданным образцом. Однако в таких действиях подражание «образцу» зачастую заменяется на эмоционально окрашенное безоглядное поклонение какой-то личности как источнику всех образцов и носителю смыслов. Традиционное действие основано на длительной привычке, его субъективный смысл, как правило, скрыт от самого деятеля. Целерационалъное действие основано на выдвижении проду­манной цели и оценке всего окружающего как средства ее дос­тижения. Ценностно-рациональное действие основано на вере в абсолютную ценность определенного способа поведения неза­висимо от конкретного результата совершенного действия.

В любом типе социального действия заложена возможность соотнесения субъективного смысла действия с общим интере­сом эпохи. Аффективные действия необходимы в опасные для страны ситуации, они способствуют напряжению всех духов­ных и физических сил народа, целерациональные — при про­ведении сложных социальных преобразований. Традиционный тип действия оказывается незаменимым средством стабилиза­ции общества. Ценностно-рациональные действия — это дей­ствия святых и героев, дающие миру образцы человечности.

Социальные действия образуют устойчивый «ансамбль», складываются в социальные отношения, приобретают качество объективности, их содержание начинает расходиться с субъек­тивным смыслом каждого из участников отношений.

Вступление индивида в сложные социальные отношения обычно характеризуют, используя понятие «социальная роль».

Социальная роль не означает притворства, сознательного ак­терства, не требует обязательного совершения действий, несоот­ветствующих истинным побуждениям индивида. Это более ши­рокое понятие, характеризующее ожидаемое со стороны общества или группы поведение человека сообразно ситуации или общественному положению (статусу). Сторонники этой тео­рии (Дж.Мид, М.Кун, Ч.Кули и др.) считают, что человек в об­ществе всегда выполняет ту или иную социальную роль, ибо он всегда «кто-то» — «отец» или «сын», «студент» или «профессор», «руководитель» или «исполнитель». Выполняя социальную роль, человек при этом как бы принимает требования, нормы, установки группы по отношению к данному типу деятельности. Человек выполняет то, что от него требует обобщенный «дру­гой» — группа или общество в целом. Он смотрит и оценивает себя со стороны, подходит к себе как к объекту. Примером тако­го примеривания к себе ожиданий «другого» может стать быто­вое поведение на Руси после реформ Петра. Нормой становится «чужое», человек превращается в наблюдателя «самого себя», он даже начинает относиться к себе как к иностранцу'.

Однако в разных типах социального действия ролевая сто­рона проявляется по-разному. Аффективное поведение прак­тически не имеет ролевой окраски. Традиционное поведение носит абсолютно-ролевой характер. Человек весь во власти предписаний. Целерациональное действие, чтобы быть ус­пешным, обязательно должно иметь ролевую окраску, дол­жно быть ориентировано на ожидания других. Вместе с тем ролевое поведение, принятие роли другого, может приобрес­ти окраску притворства, стать средством достижения цели. Ценностно-рациональное поведение часто идет наперекор функционально-ролевому. Однако, нарушая привычные со­циальные ожидания, удивляя, пугая, порой вызывая на­смешку, этот тип поведения может открыть новые образцы поведения, стать социальной нормой в перспективе.

Общественная оценка исключительности социального ста­туса конкретного исторического лица может выражаться в установке на возможность неожиданной смены рисунка соци­альной роли. Так, А.Суворов мог выступить то в роли непобе­димого богатыря-полководца, то в роли шута и балагура, а то оказывался образцом стоической добродетели. Однако смена масок Суворова, хотя и происходила неожиданно, все же ук­ладывалась в сложный целостный образ «народного героя — святого — юродивого».

Историческая роль Петра Первого была формой ценностно-рационального поведения, разрушающего традиционную шка­лу социальных ценностей, и вводящего новые социальные стан­дарты. Переодевания Петра, называние им себя «первым», отказ от отчества, брак с крестной дочерью своего сына Алексея Екатериной, присвоение титула «Отца отечества», создание Всешутейшего собора — все это и многое другое оценивалось в то время массовым сознанием как антирусское, антицерковное поведение. Как писал известный историк и культуролог Б.Ус­пенский, поведение Петра соответствовало эсхатологическим ожиданиям своего времени (ожиданиям конца света и прихода Антихриста)1. И только постепенное изменение социальной ат­мосферы, появление новых социальных слоев вызвало к жиз­ни совершенно другие оценки исторической роли Петра.

Человеческое измерение общества, таким образом, не погру­жает исследователя в хаос человеческих страстей, желаний, во-лений, фантастических образов и мечтаний. Все индивидуаль­ные импульсы в обществе как бы пропущены сквозь сетку социальных образцов, функций. Однако законы человеческих взаимодействий отличны от природных. В «человеческом» мире мы ориентируемся не на раз и навсегда данные объективные свойства предметов, а на их значения в данный момент.

Хорошо известен «тюремный эксперимент» американца Ф.Зимбардо, когда одна часть студентов согласилась выполнять функции заключенных, а другая приняла на себя роль тюрем­щиков. Эти социальные роли за короткое время стали подлин­ными жизненными установками: «тюремщики» стали злоупот­реблять властью, «заключенные» начали оказывать неповино­вение, даже подняли бунт. О чуде «социального преображения» писал и А.С.Макаренко в своей «Педагогической поэме»: как только беспризорников, доставленных в колонию, переодели в форму воспитанников и поставили в строй, они приняли на себя новую социальную роль. Социальные ожидания заставили их относиться к себе как к «другому», пусть и ненадолго.

Приведенные примеры не означают полного поглощения ин­дивида ролевой ситуацией. Групповые ожидания также пропус­каются сквозь сетку индивидуальных установок. Каждый ведет себя в «предлагаемых обстоятельствах» по-разному. Один лишь на время становится исполнителем роли, другой превращает со­циальную роль в свою судьбу. Индивид включается в ролевое поведение в зависимости от результатов процедуры самоиденти­фикации, от того, какие ценности индивид признает своими, по­ведение какой социальной группы он считает для себя образцом. Другими словами, всегда есть результат его свободной воли.

В целерациональном действии индивид должен уметь дис-танцироваться от ожиданий группы, быть способным менять рисунок роли. Наконец, индивид должен самостоятельно ко­ординировать различные социальные роли, которые он вынуж­ден исполнять одновременно. Столь сложные взаимоотноше­ния человека и роли предохраняют его от «прирастания маски к лицу», от поглощения его ролью.

Традиционное поведение оказывается необходимым «соци­альным предохранителем», защищающим человека от чрез­мерной вовлеченности в роль. Элементы традиционного пове­дения в современном динамичном обществе как бы символизируют открытую безличность, «формальность» неко­торых видов ролевого поведения; они — для всех, значит, ин­дивид не может отождествить себя с социальной ролью, не может присвоить традицию.

Со своей стороны, общество как бы стремится подчинить индивида социальной роли с помощью механизмов отбора, Предписания и контроля за исполнением роли. Материальное вознаграждение, власть, карьера, общественное признание как бы «притягивают» исполнителей социальных ролей занять свои места. В ряде случаев действует механизм экономичес­кого принуждения (в условиях, например, сословно-кастово-го общества).Образец выполнения социальной роли может быть как явно сформулирован (военный устав, моральный кодекс), так и неявно, в форме стиля жизни. Так, в архаичес­ких обществах, где господствующей деятельностью была вой­на, образцом стиля жизни стала демонстрация физической силы. В земледельческих обществах наиболее привлекатель­ным стилем жизни была «демонстративная праздность» как противоположность тяжелому труду. В современном обществе образцом стиля жизни стало «демонстративное потребление»'.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.